Загадка Кипренского
Уже при жизни Орест Кипренский заслужил звание «русского ван Дейка». Достигнув вершин мастерства в России, художник покорил Рим, Париж, Женеву, Неаполь, Флоренцию. «Он первый вынес имя русское в известность в Европе», — записал в октябре 1836 года в связи со смертью мастера Александр Ивáнов, автор знаменитого «Явления Христа народу». Творчество Кипренского всегда было предметом пристального изучения. Тем не менее даже спустя два века в его наследии имеются загадки.
Творческое наследие Кипренского насчитывает около 600 рисунков, наиболее знаменитую часть которых составляют виртуозные портреты. Один из них хранится в Третьяковской галерее. На нём изображён генерал с пышными усами и бакенбардами. С дореволюционных времён считается, что это прославленный герой Отечественной войны 1812 года Ефим Игнатьевич Чаплиц. Если обратиться к его иконографии, то самым известным является портрет 1820 года в Военной галерее Зимнего дворца. Этому образу близок более ранний портрет Чаплица, хранящийся в Новгородском музее-заповеднике. Он не столь совершенен, как работа мастерской Джорджа Доу, но вполне реалистичен. По мундиру шефа Павлоградского гусарского полка и наградам генерала картину можно датировать 1814 годом либо вскоре после него.
На этих двух портретах у Чаплица нет столь длинного и острого носа с прямой переносицей, как на рисунке Кипренского. Зато ему близка гравюра, сделанная в 1814 году в Берлине по рисунку Людвига Вольфа. Правда, и на ней усы генерала не переходят в бакенбарды. Но, по всей видимости, именно сходство с этой гравюрой и стало до революции основанием для атрибуции рисунка Кипренского как портрета Чаплица. К сожалению, оставив свою монограмму ОК, художник не указал ни места, ни года создания рисунка. В этой связи в 1993 году петербургский исследователь Вадим Старк на основании наград генерала предложил свою датировку портрета.
Хотя рисунок чёрно-белый, ордена можно определить, зная правила их ношения. Правую сторону мундира украшает звезда ордена Святой Анны 1-й степени. В разрез воротника с генеральским шитьём выпущены два креста — очевидно, знаки орденов Святого Георгия и Святого Владимира 3-го класса. Из-под борта мундира выступает ещё один крест, который, по всей видимости, является иностранной наградой. После войн 1805 и 1807 годов Чаплиц действительно имел все показанные российские ордена, а также прусский орден Красного орла.
С начала Отечественной войны в июне 1812 года Чаплиц непрерывно участвовал в боях, а затем находился в заграничных походах. 4 февраля 1813 года он был награждён орденом Святого Владимира 2-й степени, а 28 января 1814 года орденом Святого Александра Невского. Звёзды этих орденов носили на левой стороне груди. Поскольку их нет на рисунке Кипренского, Старк резонно заметил, что Чаплиц мог позировать художнику без новых боевых наград только до начала Отечественной войны. С тех пор рисунок принято датировать весной 1812 года. Но моя попытка дальше уточнить время создания портрета привела к неожиданным результатам.