Кругом тёзки
Природа так многолика, что трудно подыскать единственное и неповторимое имя для каждого из её творений. Вот и плодятся в живом мире всё новые и новые тёзки. Возьмём, к примеру, слово мухоловка. По определению так можно назвать любого, кто ловит мух. Да кто только их не ловит, скажете вы. И будете совершенно правы. Мухами кормится великое множество живых тварей — пауки, хищные насекомые, лягушки, птицы, летучие мыши… Всех не перечислишь. Даже растения и те охотятся на мух. С них и начнём.
Хищное растение венерина мухоловка (Dionaea muscipula) растёт в североамериканских болотах, она близкий родственник нашей росянки (Drosera spp.). Растения эти стали хищниками не просто так, а из-за азотного дефицита, который и восполняют за счёт своих жертв. Как известно, болотистые почвы бедны азотом, и местной флоре приходится как-то адаптироваться к его нехватке. Однако поймать шуструю муху — совсем непростая задача для того, кто не летает, не бегает и не прыгает. Венерина мухоловка ловит добычу в капкан, образованный сложенной вдвое листовой пластинкой. Как только какая-нибудь букашка садится на коварный листочек, его створки мгновенно смыкаются, погребая жертву внутри. Затем в полость ловушки поступают пищеварительные ферменты, растворяющие все ткани насекомого, кроме хитинового покрова, и растению остаётся только всосать питательный бульон. На весь процесс уходит ни много ни мало десять дней.
Гораздо проще ловить мух тому, кто проворно бегает. В этом деле многоножка мухоловка просто ас — перемещается она молниеносно. Легко быть шустрым, когда у тебя 15 пар длиннющих ног. Живут такие многоножки в странах с жарким климатом, но одна из них — мухоловка обыкновенная (Scutigera coleoptrata) — водится и у нас. Она характерна в основном для южных регионов страны, но в домах встречается и гораздо севернее. Охотится преимущественно ночью на мелких насекомых, которых убивает ядовитым укусом. В это время суток её можно обнаружить на стенах и заборах. Хотя быстро бегущую мухоловку не разглядеть в деталях, её легко распознать по хаотичным, мечущимся движениям. Но достаточно один раз увидеть сидящее в покое животное, и его облик навсегда врежется в память. Этого жёлто-полосатого «кузнечика» о тридцати ногах ни с кем не перепутаешь. Для человека яд мухоловки не опасен, к тому же её челюсти не способны прокусить кожу. В некоторых странах мухоловок оберегают как истребителей назойливых насекомых.
Легче всего поймать муху, если летаешь так же быстро, как она. Мелкие птички из семейства мухоловок (Muscicapidae) могут этим похвастаться. Обычно пичуга поджидает добычу на ветке, а увидев насекомое, резко бросается, хватает и возвращается на исходную позицию. Лапки у мухоловок короткие и слабые, приспособленные только для сидения. Да и зачем отменному летуну другие ноги? Более полезен тому, кто охотится на лету, широкий уплощённый клюв, который у мухоловок снабжён ещё и боковыми щетинками, повышающими его уловистость. Тринадцать из четырёх сотен существующих видов мухоловок гнездятся в нашей стране. Окрашены они неброско, в сероватые, коричневатые или чёрно-белые тона, и песни их так же невыразительны, как и наряд. Тропические мухоловки выглядят куда импозантнее.
С мухоловками разобрались. А как обстоит дело с другими? Много ли в живом мире тёзок? Великое множество. Это и понятно, человеку свойственно сравнивать новое с уже знакомым. Вот ассоциации, возникающие у специалиста, описывающего новый объект, и переходят в название. Либо меткие прозвища ему даёт сам народ. Во многих случаях из контекста понятно, о ком именно идёт речь, и путаница невозможна. Но бывает, что из-за схожих названий легко впасть в заблуждение. Краб-паук — это крупный представитель ракообразных (Macrocheira kaempferi), а вот паук-краб — его тёзка из мира пауков (Thomisidae). И морской паук — вовсе не паук, а иное животное, хоть и состоит с пауком в дальнем родстве (Chelicerata: Pycnogonida).
Особенно много тёзок среди морских обитателей. Кого там только нет — морские огурцы, зайцы, коты, собаки, львы, слоны... Едва ли не каждый сухопутный зверь имеет своего морского или водяного «однофамильца». На основе этих совпадений можно придумать массу забавных вопросов. Ест ли морской заяц морскую капусту? А морская свинья — морские жёлуди? И разбирается ли она в морских апельсинах? Гоняется ли морская собака за морским котом? В родстве ли водяной ослик с водяным козлом, и имеет ли к ним отношение морская козочка?