Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир?

Наука и жизньИстория

Дачное время

Доктор филологических наук Иван Пырков

К. А. Коровин. За чайным столом. 1888 год. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

Несколько лет назад в журнале уже была статья на дачную тему. Публиковалась она под рубрикой «Рассказы о повседневном» и называлась «Дача — символ жизни нашей», её автор — кандидат исторических наук Олег Елютин (см. «Наука и жизнь» № 4, 2014 г.). Казалось бы, тема закрыта, нужна ли новая статья? Но она поступила в редакцию, и мы решили не отказываться от неё.

В оригинале заголовок был другой: «Под сенью дачного сада». Имелся также подзаголовок: «Образ дачи в нашем культурном сознании». Начиналась статья с вопросов: «Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир? И что же такое всё-таки дача, как глубоки её корни, как и когда удалось ей войти в культурно-бытовой обиход целой страны? И почему сама дачная атмосфера настолько ярко отразилась в русской литературе? Давайте поищем ответы вместе».

Итак…

Читатели помнят, конечно, как Ермолай Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» предлагает Раневской единственно рациональный, как ему представляется, шаг по спасению старинной усадьбы — «вишнёвый сад и землю по реке разбить на участки и отдавать потом в аренду под дачи». И в итоге иметь «самое малое двадцать пять тысяч дохода». Разумеется, Любовь Андреевна Раневская, Гаев, Варя и Аня никогда не согласятся торговать священным для них пространством, где всё дышит прошлым, всё родное — и детская, и беседка, и каждое деревцо, и даже «многоуважаемый шкаф». Сама мысль о том, что какие-то чужие люди будут являться сюда, суетиться, селиться на лето, бесцеремонно ходить, нарушать границы, — невозможна для Раневской и людей её семейного круга.

Практика превращения усадьбы в дачу, начавшаяся примерно со второй половины XIX века, к концу столетия распространилась весьма широко. Например, газета «Новости дня» от 17 апреля 1892 года сообщает, что имение князя М. С. Голицына, где имеется великолепный парк и устроены удобные купальни, сдаётся под дачи. Оговаривается и цена: от 200 до 1300 рублей. На лето мог сдаваться дачный флигель, мог даже специально быть надстроен второй этаж. Чехов и сам в 1888 и 1889 годах проводил лето в западном флигеле усадьбы Линтварёвых, на берегу живописной реки Псёл.

Страстный рыболов и ценитель загородной жизни Антон Павлович пишет замечательному поэту А. Н. Плещееву, приглашая его к себе, на дачу: «Псёл река глубокая, широкая, богатая рыбой и раками... На моей даче имеется ещё пруд с карасями, отделённый от реки плотиной. Дача расположена у подошвы горы, покрытой садом».

Чехов всегда мечтал о большом саде, который сам бы, своими руками, посадил, за которым бы ухаживал. И когда было куплено Мелихово, он осуществил свою мечту. В июне 1892 года он сообщает в письме к архитектору Фёдору Шехтелю, что «заказал 50 вишнёвых дерев и 100 кустов сирени». Вот как вспоминает об этом счастливом для Антона Павловича времени его брат, Михаил: «Обычно ранним утром он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево или розовый куст: то подрежет сучок, то поправит веточку, а то долго сидит у ствола и что-то наблюдает на земле». Глубоко и тонко понимая природу, Чехов обрёл в Мелихове истинное вдохновение, и «мелиховский период» его жизни отразился в таких шедеврах, как «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Дом с мезонином», «Крыжовник», «Вишнёвый сад»…

Дача действительно могла вырасти из усадьбы, иметь, так сказать, усадебные корни. Но есть и другая отметка в садоводческой книжке истории.

Ещё в XVII веке в обиход вошло существительное «дача», которое обозначало земельный участок, получаемый от государства. Первые земельные участки неподалёку от столицы даровал своим приближённым Пётр Великий. Даровал и из милости — за государственные заслуги, — и из чисто петровского здорового прагматизма: необходимо было держать приближённых в поле видимости, чтобы в любой момент, даже посреди лета, можно было вызвать их во дворец, призвать к делам. И вот вдоль дороги на Петергоф, в самых живописных местах близ Северной столицы весело застучали топорики и запели рубанки: начали строиться первые в нашей истории дачи. Отправляется Пётр Великий в загородный дворец, например, и посматривает зорко — как там его высокопоставленные подданные обживаются-строятся, какой ведут образ жизни. И после Петра строительство дач продолжалось. Дачи Меншикова, Новознаменская дача Апраксиных, дачи в Петергофе, Царском Селе, Павловске.

Конечно, первые дачи походили скорее на роскошные дворцы с каскадами прудов и парками. Шесть соток? Нет, чуть поболе. При Петре земельные участки дарились шириной в 100 саженей (примерно 213 метров) и длиной в… версту. Это ж сколько картошки посадить можно! К слову, есть предположение, что Пётр предлагал владельцам первых, дарованных им дач начать эксперимент по выращиванию «земляных яблоков», или голландских клубнеплодов. Так что картошка в России — ровесница дач. Есть в этом, пожалуй, какой-то ментально значимый символический подтекст.

Лиза и Лаврецкий. Иллюстрация М. Э. Андриолли к роману «Дворянское гнездо», 1876 год. Собрание сочинений И. С. Тургенева в 12 томах. Москва, Гослитиздат, 1954, т. 2.

Обратим внимание на коренные различия между усадьбой и дачей в русском языке. Дача — «дарение», «дар», а усадьба — от слова «усадище», так назывался господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом, к усадьбе относящийся (по словарю В. И. Даля). Усадьба — от «усадити», «посадить». Усадьба ориентирована на вечные ценности, на «память рода», она, именуемая с лёгкой руки И. С. Тургенева «дворянским гнездом» и ведущая свою высокую родословную от передаваемых из поколения в поколение «вотчин» (или «отчин», как говорили в XIII веке), тяготеет к устойчивости, постоянству и замкнутости. Можно ли представить обломовцев, идущих к железной дороге и запальчиво обсуждающих городские новости? Можно ли представить, как Лиза Калитина уезжает в город? Нет, город далёк, он находится в ином, чуждом усадьбе измерении. Заброшенная Лучезаровка из рассказа И. А. Бунина «В поле» занесена перед Рождеством метелью, отгорожена от всего остального мира снежной завесой. К Лучезаровке нет дороги, и её обитателей — разорившегося дворянина Якова Петровича и его бывшего денщика Ковалёва — писатель изображает так, будто они одни в целом свете. Пронзительно-печально, безнадёжно звучат последние слова рассказа, написанного в 1895 году: «Вдруг с шумом летят кирпичи с крыши. Ветер повалил трубу...

Это плохой знак: скоро, скоро, должно быть, и следа не останется от Лучезаровки!»

Дача, напротив, максимально приближена к городским границам, она энергично вступает в коммуникацию с окружающим миром. Железнодорожная станция — её неотъемлемая часть. Вдумаемся: смогла бы начаться дачная экспансия без развития железных дорог, без усовершенствования путей сообщения, без преодоления обществом психологического барьера, когда дорога воспринималась как нечто опасное и нарушающее привычный ход вещей? Не только дача тянулась к городу, и городские границы неизбежно приближались к дачам. Малаховка, Кунцево, Томилино, Переделкино, Тарасовка, Барвиха. А ещё Химки, Ховрино, Пушкино… И поближе к Москве, и подальше — железная дорога позволяет! Возникают поселения дачников, прилегающие к железнодорожным веткам. И вот уже многие горожане — чиновники, учителя, врачи, торговцы, адвокаты, приказчики, писатели, художники — целыми семьями перебираются на снимаемые дачи, чтобы провести там благословенные летние месяцы. 150 рублей за сезон — вполне приемлемая, ходовая цена. Причём из городских квартир, тоже снимаемых, на лето вывозится вся мебель, вся утварь, а после завершения летнего сезона в городе находится для съёма новая квартира. Порой глава семейства оставался на какое-то время в городе, продолжая работать, а только на выходные приезжал на дачу, привозя с собой то, что просили, допустим, жена и дети. Поскольку чаще всего передвижение велось на поездах, это привело к появлению новых словосочетаний: «дачное направление», «дачный поезд». И само слово «дача» было у всех на устах.

Благодаря «институту дачи» жизнь в России стала динамичнее, переменчивее. И чуткая к таким важнейшим нюансам литература запечатлела оживлённое, челночное движение людей между городом и дачей. Как это ни странно, даже в романе И. А. Гончарова «Обломов», где солнце усадебной идиллии достигает зенита, находится место и дачному мироощущению, только ещё начинающему зарождаться. Так, любовным чувствам Обломова и Ольги Ильинской будет суждено расцветать именно на дачном фоне. Илья Ильич снимает дачу рядом с дачей Ильинских: «Обломов нанял её заочно и живёт там. Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру…» Но однажды, в переломный момент, Илья Ильич, будто бы краем взгляда, заметит, что с дачи Ильинских уносят мебель:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Рассказ Игоря Вереснева

Наука и жизнь
10 секретов, как выглядеть дорого, не тратя на это слишком больших денег, времени и усилий 10 секретов, как выглядеть дорого, не тратя на это слишком больших денег, времени и усилий

Простые мужские правила груминга

Maxim
Шлиссельбургская каторжная тюрьма Шлиссельбургская каторжная тюрьма

История Шлиссельбургской крепости — краткий конспект истории России

Дилетант
Измениться в лице Измениться в лице

Правильно подобранная челка, длина, цвет волос помогут скорректировать внешность

Лиза
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Американский доктор раскрыл секрет техники «железный пах» от мастеров кунг-фу Американский доктор раскрыл секрет техники «железный пах» от мастеров кунг-фу

Оказалось, чтобы выдержать удар бревном в промежность, нужно напрячь две мышцы

Maxim
Открытие, получившее признание через век Открытие, получившее признание через век

Владимир Буткевич первым задался проблемой соотношения бактерий

Наука и жизнь
Пояс Аполлона и другие стандарты мужской красоты от первобытной пещеры до наших дней Пояс Аполлона и другие стандарты мужской красоты от первобытной пещеры до наших дней

Как драматически менялось идеальное мужское тело в разные века

Maxim
Число круче, чем π Число круче, чем π

На сегодняшний день нет области знаний, где бы число е не использовалось

Наука и жизнь
Как правильно слушать свое тело? Рассказывает невролог Как правильно слушать свое тело? Рассказывает невролог

Невролог объясняет, как распознавать сигналы организма и не впадать в ипохондрию

Cosmopolitan
Секретарь Республики Секретарь Республики

Нормальная жизнь Никколо ди Бернардо деи Макиавелли оборвалась 16 декабря 1512 г

Наука и жизнь

Куда приводят зрителя мечты Пита Доктера

Esquire
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Мертвое золото. Захватывающий рассказ об убийцах, которыми пугают шотландских детей Мертвое золото. Захватывающий рассказ об убийцах, которыми пугают шотландских детей

Самые известные в Шотландии убийцы

Maxim
Красного прилива цвет Красного прилива цвет

О красных приливах бродит по миру множество слухов

Наука и жизнь
Почему нам хочется бежать со всех ног от идеального партнера Почему нам хочется бежать со всех ног от идеального партнера

Из-за чего мы избегаем хороших партнеров и как выйти из замкнутого круга

Psychologies
Человек в красной феске Человек в красной феске

Поговорим о Роберте Рафаиловиче Фальке

Наука и жизнь
Как понять абракадабру в описании торрент-раздач фильмов Как понять абракадабру в описании торрент-раздач фильмов

Если нужный тебе фильм доступен только на торрент-трекере: инструкция для юзеров

Maxim
Джентльмен, удачи! Джентльмен, удачи!

Рейф Файнс никогда не остается тем, кем его привыкли считать

GQ
Время собирать камни Время собирать камни

Фрэнсис Макдорманд — о роли в венецианском триумфаторе «Земля кочевников»

Vogue
Тони Роббинс в юбке: как украинская иммигрантка Кэтрин Зенкина стала женским коучем по «американской мечте» Тони Роббинс в юбке: как украинская иммигрантка Кэтрин Зенкина стала женским коучем по «американской мечте»

Рассказываем историю Кэтрин Зенкиной и разбираемся, как работает «энергия денег»

Forbes
Geely Tugella. Новые стандарты китайского купе Geely Tugella. Новые стандарты китайского купе

Geely Tugella — купе-кроссовер, реализующий мечты критиков китайского автопрома

4x4 Club
Материнское выгорание: почему нам кажется, что мы недостаточно хорошие мамы Материнское выгорание: почему нам кажется, что мы недостаточно хорошие мамы

Ты чувствуешь себя недостаточно хорошей матерью?

Cosmopolitan
Всё сложно Всё сложно

Сценарии непростых отношений бывают самые разные, но объединяют их общие приметы

Cosmopolitan
Мадагаскарских пауков заподозрили в охоте на лягушек с помощью ловушек из листьев Мадагаскарских пауков заподозрили в охоте на лягушек с помощью ловушек из листьев

Мадагаскарские пауки могут использовать растительные ловушки для ловли лягушек

N+1
5 полезных привычек для спокойствия души и тела 5 полезных привычек для спокойствия души и тела

Какие полезные привычки мы приобрели и почему не стоит забывать о них

РБК
Признаки интимной анорексии и что это такое (на всякий случай проверься) Признаки интимной анорексии и что это такое (на всякий случай проверься)

Почему люди отказываются от секса и эмоциональной близости

Maxim
Исследование Уортонской школы бизнеса: уровень дохода влияет на счастье — больше, чем считалось ранее Исследование Уортонской школы бизнеса: уровень дохода влияет на счастье — больше, чем считалось ранее

Новое исследование показало, что, зарабатывая больше, люди чувствуют себя лучше

Inc.
14 лет без Мурата Насырова: главная мечта певца так и не сбылась 14 лет без Мурата Насырова: главная мечта певца так и не сбылась

Четырнадцать лет назад трагически погиб певец Мурат Насыров

Cosmopolitan
Чтобы восстановить силы, недостаточно просто спать по 8 часов. Врач назвала 7 видов отдыха, которые нужны каждому Чтобы восстановить силы, недостаточно просто спать по 8 часов. Врач назвала 7 видов отдыха, которые нужны каждому

7 видов отдыха, которые необходимы каждому, чтобы сохранять продуктивность

Inc.
Открыть в приложении