Как победить страх упущенных возможностей с помощью часов и Арианы Гранде. Лайфхаки от человека, придумавшего FOMO
FOMO (страх что-то пропустить) и FOBO (страх упустить лучшую возможность) — это то, что мешает нам жить, заставляя принимать неверные решения или не давая выбрать один из вариантов — а вдруг он не самый лучший. Венчурный инвестор Патрик Макгиннис, который придумал оба термина, написал целую книгу о том, как с этим бороться. «FOMO sapiens. Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать правильные решения» выйдет в феврале в издательстве «Альпина Паблишер» Inc. публикует отрывок о том, как отдать процесс принятия решения на аутсорсинг мирозданию и отучиться бесконечно «щелкать пультом» в ожидании самого интересного.
Приходилось ли вам целый рабочий день отвечать на десятки рядовых электронных писем, понимая, что даже не приступили к выполнению самых важных задач на сегодня? Хотя вы знаете, что есть дела поважнее, так соблазнительно заняться цифровой уборкой, ведь это занятие кажется вполне продуктивным. Очистка почтового ящика в этом смысле — очень хитрая штука. С виду и по ощущениям она очень похожа на работу, но на самом деле это довольно хорошо замаскированная форма прокрастинации. Если вы отвлекаетесь на несущественное, у вас не найдется времени, сил или терпения, чтобы разобраться в более крупных и серьезных вопросах — неважно, идет ли речь о почтовом ящике или о семейной жизни. Вот почему так важно побыстрее разобраться с пустяками, не тратя на это лишних эмоций.
Ваши приоритеты: что стоит на кону?
Ключ к расстановке приоритетов заключается в умении рассматривать каждый момент колебаний в общем контексте жизни. Для этого всякий раз, когда вы чувствуете, что зашли в тупик, нужно расставлять приоритеты, исходя из значимости решения. Сначала вам потребуется отделить важное от рутинного — то есть определить, под какую из категорий подпадает конкретный вопрос: первостепенной, второстепенной важности или неважный вовсе. Как только вы это поймете, сможете определиться со стратегией и преодолеть нерешительность.
Сейчас у вас может возникнуть вопрос, как разделить все решения всего лишь на три категории. Вы также можете спросить себя, почему нет других категорий: например, решений полуторастепенной, почти первостепенной или совсем небольшой, но все же важности. Именно в этом и заключается суть упражнения. Если придется распределять решения по 25 категориям, вы просто с места не сдвинетесь. Цель как раз в том, чтобы упростить, а не усложнить процесс их принятия.
Сортируя решения на основе их важности, вы время от времени будете сталкиваться с сомнениями. Определения для каждой категории необязательно должны быть исчерпывающими — да и не могут, ведь ваш график заполнен самыми многообразными делами. Вот почему нужна будет перепроверка. Определив, что решение имеет второстепенную или нулевую важность, задайте три последних вопроса, которые послужат простой подстраховкой и помогут действовать уверенно:
1. Эта проблема не будет беспокоить вас долго? Вы забудете о принятом решении через неделю (для не имеющих важности решений) или через месяц (для решений второстепенной важности)?
2. Будут ли последствия этого решения незначительными с точки зрения денег, времени или его влияния на вас самих и окружающих?
3. Сможете ли вы придерживаться своего выбора независимо от последствий?
Если вы ответили на все эти вопросы утвердительно, ваши колебания явно касаются решений второстепенной либо нулевой важности. Однако если на какой-либо из вопросов вы ответили «нет», то вы имеете дело с решением первостепенной важности. Учитывая сложности, связанные с последствиями, в этом случае решать проблемы FOMO и FOBO придется по отдельности.
НАСКОЛЬКО ЭТО ВАЖНО?
Решения первостепенной важности — фундаментальные стратегические решения, которые имеют важные и потенциально значимые среднесрочные и долгосрочные последствия. Это тот выбор, который необходимо сделать абсолютно правильно, если хочешь добиться успеха. Однако неясно, какой вариант действий будет наилучшим, поэтому такие решения требуют структурированного обдуманного подхода.
Решения второстепенной важности часто приходится принимать в жизни и бизнесе. Они относятся к повседневным вещам и, хотя несколько приземлены, необходимы для того, чтобы поезда приходили вовремя, товары появлялись на полках, а растения поливались. Когда дело доходит до таких вопросов, нужно быть бдительными. Правильный ответ здесь существует (на самом деле, вероятно, их несколько), и задача в том, чтобы выбрать один-единственный вариант и именно его придерживаться.
Решения нулевой важности не имеют ни единого шанса сотрясти Вселенную. К ним относятся вопросы наподобие «Какого цвета рубашку надеть?» или «Отправляться ли сегодня на пробежку?». Это мелкие детали вашей жизни, и на такие вопросы нет неверных ответов. Потратить время на подобный выбор можно, но лучше не надо.
Аутсорсинг как способ победить FOMO и FOBO
Вряд ли, лежа на смертном одре, вы оглянетесь назад и пожалеете, что в мае 2014 года остановились не в Westin, а в Marriott. Но тогда, выбирая отель, вы наверняка мучились нерешительностью. Вот это и есть самое неприятное в FOMO и FOBO. В решающий момент они кажутся настолько важными, что мешают мыслить хладнокровно.
Этот пример показывает, почему так необходимо найти способ избавиться от эмоций и сомнений, прежде чем они похитят вашу интуицию и утянут в болото. Самый эффективный способ — отстраниться от процесса. В конце концов, именно вы добавляете эмоций в собственные рассуждения. Нет вас — нет и драмы. Учитывая, что решения нулевой и второстепенной важности мало на что влияют, нет никаких причин бояться риска или пытаться контролировать ситуацию. Вы уже определили, что эти решения краткосрочны и малозначимы и вас устроит любой возможный исход. Одно облегчение от того, что решение уже принято, перевесит любое преимущество, которое вы могли бы получить, убив время на выбор оптимального результата. Кроме того, вы непременно зайдете в тупик, и кто знает, как долго это будет продолжаться! Поэтому лучше отойти в сторонку и позволить кому-то (возможно, даже мирозданию) делать всю работу за вас.
Иными словами, передайте это решение на аутсорсинг. Аутсорсинг — это практика, при которой компании или частные лица нанимают внешних поставщиков для выполнения услуг, которые традиционно выполняли сами. Решаясь на аутсорсинг, вы делаете базовый расчет распределения своего времени и внимания: приходите к выводу, что могли бы сделать что-то сами, но, если привлечь к этой задаче кого-то другого, затраты понизятся, а эффективность повысится. Именно поэтому большинство крупных компаний отдают значительную часть операций своих колл-центров на аутсорсинг. Их время достойно лучшего применения.
То же самое касается и вас. Хотя вполне возможно, что, вложив свое драгоценное личное время и ресурсы в пустячные решения, вы достигнете несколько лучших результатов, инвестиции окажутся нерентабельными. Вы привлечете внешние ресурсы, с помощью которых разгребете завалы, повысите эффективность и снизите затраты на принятие решений.