Почему маленькая выставка и действительно ли большого художника?

Наука и жизньКультура

Маленькая выставка большого художника

Почему маленькая и действительно ли большого?

Рассказывают Ирина Анатольевна Вакар, главный научный сотрудник отдела живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), и Игорь Владимирович Смекалов, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела графики ХХ века ГТГ, — кураторы выставки «Алексей Моргунов. Среди первых» в Новой Третьяковке на Крымском валу.

Беседует и записывает Наталия Данилевская.

Рассказ получился продолжительным, многотемным, очень непростым. Поэтому я попыталась поступить аналогично тому, как поступали с объектами своих исследований кубисты: я разрубила материал на куски и снова собрала. Кубистом Алексей Алексеевич Моргунов (1884—1935), безусловно, был. И не только кубистом. Н. Д.

Ирина Анатольевна Вакар и Игорь Владимирович Смекалов на открытии выставки «Алексей Моргунов. Среди первых» в Новой Третьяковке 12 сентября 2024 года.

Вместо эпиграфа или вступления

Ирина Вакар: …Когда-нибудь, когда будет настоящая, большая выставка, когда окажется возможным привезти вещи Моргунова из музеев разных городов и стран, так интересно будет сопоставить его кубизм, кубофутуризм, алогизм. И его послепарижские работы, многие из которых мы теперь не можем показать, а в них сохраняется парижская стилистика. Тогда будет виден весь масштаб его поисков, динамика его творческого движения. Даже его кубистические картины — они все разные!

Игорь Смекалов: …Искренне считаю, что у этого человека случайных движений не было. Например, сам факт, что он оказался рядом с Малевичем, когда рождался супрематизм, решал близкие задачи, но не стал супрематистом, — принципиальная позиция. И с Татлиным у него та же история повторяется… Он рядом, но не превращается в последователя Татлина. Моргунов, прежде всего, живописец, невероятно восприимчивый, чуткий и последовательный в своей оценке тех событий, которые он анализирует. Главное в его искусстве — анализ живописной формы.

И. В.: Наша нынешняя (первая!) выставка произведений Алексея Моргунова не рассчитана на большой шум и большой успех. Это как бы пунктирная линия, которая обозначает движение художника в его не очень долгой жизни — он прожил пятьдесят лет, но он много сделал! И у него не было периодов упадка! Не было эволюции, которая спускается вниз, как у очень многих советских художников, начинавших ярко, а закончивших традиционно.

Часть первая. Малоизвестный художник

И. В.: Алексей Моргунов не дожил до самых печальных времён. Но ему уже пришлось ездить в командировки, писать стройки и у него есть официальный портрет Ворошилова… При этом он оставался художником, который находил интересные и актуальные решения. Если бы выставка была большой и проходила бы в тех залах, где только что закончилась выставка Васнецовых, если бы мы смогли свезти его вещи из разных стран, тогда бы все увидели, что это — незаурядный художник. Но для нас было важно, чтобы возник некоторый «звук» вокруг этого имени. Потому что оно неизвестно, как это ни странно, даже искусствоведам. Только специалисты по авангарду его знают и моментально реагируют. А другие искусствоведы, когда мы начали подготовку к выставке, спрашивали: кто это, откуда он, из какой среды? Мы отвечали: да это же сын Саврасова, его жена последняя, гражданская, мать Алексея Моргунова, жила во «вдовьем» доме, где сейчас научные сотрудники Третьяковки сидят, — и коллеги очень удивлялись.

Ирина Анатольевна показывает в каталоге картину А. А. Моргунова «Ворошилов в Донбассе». Из подписи в каталоге: «ГМИ РК им. Савицкого… Предлагаемая датировка: начало 1930-х. Вероятно, картина выполнялась по заказу, но осталась в мастерской как неоконченная или отвергнутая выставкомом». Фото Наталии Данилевской

— Почему же Моргунова мало знают?

И. В.: Потому что он не был конкурентноспособным — не по уровню таланта, а по боевитости характера. Он со всеми дружил. И он был единственным, кто дружил и с Татлиным, и с Малевичем, главными соперниками в авангарде. Такой удивительный человек! Он был, видимо, мягкий по натуре, застенчивый. Варвара Малахиева-Мирович* — она знала Моргунова в юные годы — пишет в своём дневнике, часть его мы приводим в каталоге, что от застенчивости Лёня (так она его называет) бывал иногда грубоват…

* Варвара Григорьевна Малахиева-Мирович (1869—1954) — поэт, редактор, театральный критик, переводчик. Её «Дневник», составляющий 180 тетрадей, хранится в Доме-музее Марины Цветаевой. (Прим. из каталога выставки «Алексей Моргунов. Среди первых».)

Из дневника В. Малахиевой-Мирович:

«Лёня Моргунов, 17 лет. Облик монастырского служки — худощавое, строгого выражения смуглое лицо, тёмные сосредоточенные глаза, негустые, гладкие волосы почти до плеч. Ходил в распускной синей блузе. Был до дикости застенчив, от застенчивости отрывисто-грубоват. Я и мои приятельницы были вдвое старше его. Его случайно познакомила со мной моя квартирохозяйка с целью продать мне или кому-нибудь через меня какой-то его эскиз. Это было, помнится, розовое, туманно-снежное зимнее поле и вдалеке на нём одинокие сани. Были и другие эскизы. Кое-что нам удалось продать. Лёня был очень беден…»

Портрет. 1913—1914. Холст, масло. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Он не был публичным человеком. Хотя он и выступал, и преподавал, но шума вокруг себя как-то вот не создал — не создал образа активного революционера в искусстве. Хотя он им был! Как и все авангардисты.

— На выставке, да и в каталоге, по-моему, только один автопортрет художника Моргунова. Вероятно, он не был романтиком, которому важно своё лицо. Он не всматривался в него.

И. В.: …Наверное.

— Но этот единственный «Автопортрет» — вещь ключевая, раз вы её на обложку каталога поместили. Или она просто хороша стилистически?

И. В.: Были разные предложения по обложке…

— К какому направлению эту работу отнести?

И. В.: Это — кубизм. Кубизм — это вообще какая-то логика, какой-то порядок. Поэтому у настоящих кубистов всегда можно понять, что изображено. Но Моргунов… Конечно, он знал Пикассо — во всяком случае, то, что было в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве. Но мыслил он иначе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Гены древних людей Гены древних людей

Биолог Сванте Паабо создал отдельную научную дисциплину — палеогеномику

Наука и жизнь
10 самых полезных продуктов для сердца 10 самых полезных продуктов для сердца

Здоровье сердца во многом зависит от того, что лежит на нашей тарелке

Добрые советы
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Давайте жить дружно Давайте жить дружно

Как избежать предновогодних и новогодних конфликтов с семьей

Лиза
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Сергей Капица как искусственный интеллект Сергей Капица как искусственный интеллект

В чем опасность цифрового двойника человека

Наука
Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
Dongfeng Paladin: Рыцарь без страха и упрёка Dongfeng Paladin: Рыцарь без страха и упрёка

Dongfeng Paladin: аутентичный внедорожник

4x4 Club
Убийцы кораблей Убийцы кораблей

Современные противокорабельные ракеты

Обозрение армии и флота
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же» Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же»

В 90-х годах казалось, что российский кинематограф закончился

Коллекция. Караван историй
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта

Темная материя: проблема «последнего парсека», новые факты и рекорды в поисках

Знание – сила
Поэт Императорской гвардии Поэт Императорской гвардии

Поэты-эмигранты возвращались в Россию стихами. Но иным и того не довелось

Дилетант
Зеленое поколение: экологическая тревожность и аллергия на гиперпотребление Зеленое поколение: экологическая тревожность и аллергия на гиперпотребление

Почему для альфа и зумеров забота о планете стала обычной рутиной?

Forbes
Шарик, стрелки, космонавт Шарик, стрелки, космонавт

Рассказ Алексея Сальникова о Новом годе и украшении елки

Правила жизни
Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога

Как сделать так, чтобы собственные принципы не помешали гармонии в паре?

Psychologies
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России 30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России

Как развивался местный парламентаризм в России и каковы пути его развития

ФедералПресс
За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать

Десять знаковых российских художников с уличным бэкграундом

Правила жизни
Превратности распада Превратности распада

После смерти царя Ирода Великого в Иудее вспыхнули нескончаемые беспорядки

Знание – сила
Правила волшебства Правила волшебства

Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга?

СНОБ
«Ай да валенки!» «Ай да валенки!»

Валенки — обувь, которая никогда не устареет

Зеркало Мира
Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два» Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два»

В кинотеатрах можно посмотреть, кого Норвегия в этом году отправляет на «Оскар»

Правила жизни
Открыть в приложении