Мы все живём где-то на дне воздушного океана

Наука и жизньНаука

Воздушный океан...

И. Е. Репин «Солнечное затмение в 1887 году» («Дмитрий Иванович Менделеев на аэростате»). 1887. Бумага, акварель, карандаш. Из коллекции Арманда Хаммера. Общественное достояние.

...И где-то на дне его мы все живём — как пишут, что-то подобное сказал или написал в далёком XVII веке итальянский физик и математик Эванджелиста Торричелли. Его исследования различных явлений, связанных с давлением, среди прочего «подарили» миру миллиметры ртутного столба, которые в количестве чуть большем семи с половиной сотен дают нам сегодня целую атмосферу и хорошее самочувствие. А ещё он, во многом вопреки логике и здравому смыслу того времени, придал воздуху вес — ведь если что-то воздушное и невесомое всё-таки оказывает давление, то, значит, оно не такое уж и невесомое! Не меньшую уверенность в правильности собственных выкладок проявил пару столетий позже другой хорошо всем знакомый учёный. И, несмотря на то, что его имя теперь навсегда связано с открытием периодичности свойств химических элементов, среди интересов Дмитрия Ивановича Менделеева нашлось место и «воздушным» исследованиям.

Здесь, наверное, можно было бы начать рассказывать о работах Менделеева по изучению свойств газов, об уравнении Менделеева — Клапейрона, об изготовлении учёным дифференциального барометра, о проектах аэростатов и, конечно же, о его полёте на воздушном шаре. Но только это всё уже было, как говорится, придумано до нас. О том самом полёте написал по горячим следам Владимир Гиляровский (а знаменитую зарисовку отлёта сделал друг учёного Илья Репин). Да и сам Менделеев в мельчайших подробностях и хорошим литературным языком описал свой опыт в отчёте «Воздушный полёт из Клина во время затмения», где помимо досконального разбора причин, почему всё пошло не по плану, описаны основы пилотирования воздушного шара и даже личные переживания, которые испытал Менделеев, глядя на облака сверху вниз. Дмитрий Иванович, без всякого сомнения, был чрезвычайно деятельным учёным, изучавшим самые разные дисциплины, оставивший после себя немало трудов и сделавший научные открытия мирового уровня.

Подобные слова и фразы уже многократно сказаны и пересказаны в каждой первой книге или статье, посвящённой Менделееву. К тому же и наука с тех пор шагнула далеко вперёд. Попади обычный школьный учебник химии наших дней в руки учёного начала ХХ века, он бы смог наверняка получить Нобелевскую премию, возможно, даже не одну. Да и современные химики при всём уважении к первооткрывателю Периодического закона не начинают день с созерцания таблицы элементов, а проектировщики установок для газоперерабатывающих заводов не делают расчёты по формуле состояния идеального газа. Наши знания об окружающем мире усложнились многократно, и знать «всё обо всём» уже невозможно просто из-за физиологических ограничений. Недаром Менделеева называют одним из последних энциклопедистов эпохи. Конечно, законы природы, известные нам теперь по именам их великих первооткрывателей, никто не убирал из основы научной картины современного мира. Но сейчас науку двигает вперёд труд миллионов людей, в одиночку с этим не справится ни один даже самый гениальный гений. Весьма очевидная мысль, но она поможет нам провести мостик между нами сегодня и… Менделеевым тогда.

Возьмём для начала в руки его работу под названием «Об упругости газов», вышедшую в свет в 1875 году. Этот многостраничный отчёт начинается с благодарственных слов Петру Аркадьевичу Кочубею, председателю Императорского русского технического общества. Вполне логичный ход, ведь именно благодаря содействию Кочубея проект Менделеева по изучению «незаконных» свойств газов, которым он занимался не один год, смог выйти за рамки «кабинетных занятий», как об этом писал сам Дмитрий Иванович. Фундаментальная наука уже тогда была весьма дорогим занятием и за редким исключением не делалась «на коленке». И в одиночку тоже. Как минимум пятнадцать человек работали вместе с Менделеевым над проектом — о них он написал в том же вступлении, особо отметив работу нескольких сотрудников. Если посмотреть на этот отчёт современным взглядом, то за исключением ряда речевых оборотов, вроде «милостивый государь», сейчас он мог бы вполне сойти за хороший отчёт по гранту — и по структуре, и по содержанию.

Со многими другими проектами Менделеева всё складывалось примерно таким же образом: он не отправлялся в одиночку в экспедиции, не обрабатывал один за закрытой дверью полученные данные, не держал в руках каждую колбу с раствором в лаборатории и не закладывал своё имение в Боблово, чтобы заказать из-за границы какой-нибудь новый прибор. Он работал вместе с помощниками, многие из которых построили успешные научные карьеры и сделали свои открытия, искал спонсоров и заказчиков. Например, в работе над газами Менделееву среди прочих помогал Николай Николаевич Каяндер, тогда ещё студент физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Несколькими годами позже Каяндер выдвинул гипотезу, что растворённые вещества распадаются на части, по сути, сформулировав основной тезис теории электролитической диссоциации, за которую шведский химик Сванте Аррениус получит спустя два десятилетия Нобелевскую премию. Многие коллеги Менделеева остались в тени его славы, и мы сейчас не вспомним их имён, если только не обратимся к историческим документам. А спустя сто с лишним лет имена даже крупных учёных почти перестали быть у нас на слуху какое-то продолжительное время. В новостях мы читаем, что «учёные из такой-то страны что-то открыли, исследовали или обнаружили», но назовём ли мы, не подглядывая в экран телефона, имена нобелевских лауреатов хотя бы прошлого года? Океан информации оказался не таким спокойным и безмятежным, а его волны захлёстывают не меньше, чем давление когда-то «невесомого» воздуха.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Столкнется ли галактика Андромеды с Млечным Путем и чем опасно таяние ледников

Наука и жизнь
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
«В театр приходят не за развлечением, а за разговором» «В театр приходят не за развлечением, а за разговором»

Евгений Цыганов о мечтах, опустошении и роли искусства в изменившемся мире

Правила жизни
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Царица наук… Царица наук…

Достижения российской астрономии за сто лет

Знание – сила
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Прикосновение дома Прикосновение дома

Из каких деталей складывается характер дома?

СНОБ
Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два» Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два»

В кинотеатрах можно посмотреть, кого Норвегия в этом году отправляет на «Оскар»

Правила жизни
Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев

Какие основные шаги надо проделать, чтобы получить ЭПСМ

ТехИнсайдер
«Скрещенья рук… судьбы скрещенья» «Скрещенья рук… судьбы скрещенья»

Еще один закрученный сюжет из Серебряного века

Дилетант
Австралийская овчарка — умная и активная Австралийская овчарка — умная и активная

Австралийская овчарка, или аусси, — пастушья порода собак

Наука и жизнь
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
«Африка-Алкебулан: sentio ergo sum» «Африка-Алкебулан: sentio ergo sum»

Чему нам следует поучиться у Африки и африканцев?

Знание – сила
Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру

Почему тысячи женщин пытаются быть похожими на Тейлор Свифт?

Forbes
Видеосалонное искусство Видеосалонное искусство

«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя

Weekend
Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая

Как переселенцы из России сохраняют язык в Латинской Америке

Наука
Лиза Гусевская Лиза Гусевская

Лиза Гусевская — душевный фэшн-инфлюенсер с уклоном в максимализм

Собака.ru
Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Око за око, или секреты человеческого глаза Око за око, или секреты человеческого глаза

Хорошо ли мы знаем, как работает наше зрение?

Зеркало Мира
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Прошёл год Прошёл год

Юлия Снигирь — об особенном знакомстве, которое изменило её жизнь

Новый очаг
Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить? Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить?

Как правильно составить рацион для своего домашнего тигра?

ТехИнсайдер
«Ах, сердце прихватило»: как отвечать на манипуляции дома и на работе, чтобы не поссориться «Ах, сердце прихватило»: как отвечать на манипуляции дома и на работе, чтобы не поссориться

Как сохранить отношения, если вами манипулируют?

Psychologies
Открыть в приложении