«Народ смел полки»: какой бизнес стоить открывать во время пандемии
Торговля гречкой, онлайн-уроки для детей и овощи с доставкой на дом — неполный, но показательный список бизнесов, которые обогащают своих владельцев, несмотря на кризис. Forbes рассказывает истории трех компаний, взлетевших благодаря карантину
Пандемия коронавируса нанесла сокрушительный удар по российскому бизнесу — по данным Федеральной налоговой службы, за март закрылись более 66 000 ИП. Но даже во времена общей стагнации есть сферы, которые сумели обратить карантин себе во благо. Какой бизнес еще не поздно запустить, чтобы заработать на вынужденных «каникулах»?
Застрявшие в Подмосковье
Всеобщая самоизоляция вызвала небывалый рост в сегменте доставки еды — как готовых блюд, так и продуктов. Сознательные москвичи стараются лишний раз не выходить в магазин и атакуют приложения всех возможных курьерских сервисов. Так, например, у Delivery Club с 14 марта по 5 апреля спрос вырос на 40%, с 6 по 12 апреля сервис впервые выполнил свыше 1 млн заказов в неделю, говорит его представитель Алексей Белоусов. Об увеличении спроса на десятки процентов отчитались и в пресс-службах сервисов экспресс-доставки «Яндекс.Лавка» и «Самокат»: у последнего число заказов только за первую нерабочую неделю выросло на 40%, средний чек — на 25%. За март компания открыла 20 точек сбора заказов и наняла больше 1000 курьеров.
Но если к тем, кто остался пережидать пандемию в квартирах, доставка приедет в любое время дня и ночи, москвичам, изолировавшимся на дачах в области (а таких немало), приходится туго: ни Delivery, ни «Яндекс», ни «Самокат» к ним не доезжают. На этом сыграл сервис «Ешь деревенское», который доставляет продукты от фермеров из деревень и сел: благодаря, в том числе, этой аудитории его показатели на 40% превысили февральские и оказались почти на 200% выше результаты прошлого марта.
Но если к тем, кто остался пережидать пандемию в квартирах, доставка приедет в любое время дня и ночи, москвичам, изолировавшимся на дачах, приходится туго
С фермерством основатель «Ешь деревенское», номинант в рейтинг 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в категории «Социальные практики» Илья Елпанов знаком больше 20 лет — c детства он помогал отцу управляться с животноводческим предприятием в городке Кимры Тверской области. В 2013-м отцовское предприятие разорилось, и Елпанов решил возродить семейное дело. Вместе с однокурсниками из Российского государственного аграрного университета им. Тимирязева он отправился выращивать животных на территории арт-парка «Никола-Ленивец», но затея принесла только 500 000 рублей убытков. После второй бизнес-неудачи — приложения для подготовки школьников к ЕГЭ Smart Fox — Илья устроился руководителем отдела логистики в сервисе доставки продуктов по подписке Elementaree.
Идею «Ешь деревенское» предприниматель подсмотрел в Америке — там уже работал стартап GrubMarket, который доставлял продуктовые наборы от фермеров к двери. В Москве тогда тоже появилась мода на локальные продукты, но доставлять их напрямую покупателям небольшие фермерские хозяйства не могли. «Спрос и предложение были, а прямого канала их соединения — нет», — поясняет Елпанов. Он перебрался из столицы к родителям в Кимры, поближе к потенциальным поставщикам (сейчас большая часть фермеров-партнеров — из Тверской области), и лично объезжал хозяйства, знакомился и договаривался о работе.
В середине 2015-го предприниматель начал отправлять в Москву коробки с базовыми фермерскими продуктами, собранные на собственной кухне. В 2016-м привлек первых инвесторов — бизнес-ангелов Григория Руданова и Владимира Батищева, которые вложили 1 млн рублей в обмен на 8% компании. Проект работал бесперебойно и приносил до 1,1 млн рублей выручки в месяц, но Елпанов хотел масштабироваться и решил сменить модель. Теперь клиенты получили больше свободы — самостоятельно собирали виртуальные корзины продуктов от нескольких фермеров и встречали курьера через сутки с момента формирования заказа (для этого пришлось открыть распределительный цех в Дубне). Зарабатывал «Ешь деревенское» на комиссии в 35% с каждого заказа. Новый формат позволил наладить поставки онлайн-ретейлерам «Утконос» и Ozon, а также нескольким ресторанам и кафе.
Через год сервис привлек новых инвесторов — совладельца фонда Some Random VC Евгения Тимко и основателя консультационной платформы LiveTex Владимира Бакутеева. За два года они вложили в проект в общей сложности около 40 млн рублей (у основателей по итогу всех сделок осталось 65% компании). «Ешь деревенское» переехал в цех площадью 600 кв. м и выстроил внутреннюю структуру — отдел закупок, контроля качества, категорийный отдел и др. Благодаря нововведениям в 2019-м компания принесла 180 млн рублей выручки и порядка 32 млн операционной прибыли.
Чумной спрос
Эффект коронавируса «Ешь деревенское» почувствовал внезапно — 15 марта, когда в России было зарегистрировано всего 63 случая заболевания, но в сети уже появились фото опустевших полок офлайн-магазинов. Посещаемость сайта и количество заказов за день возросли на 30%, средний чек — с 4000 до 5000 рублей. «Люди закупали долгие продукты — картофель, тушенку, гречку. Крупы у нас на сайте не было три дня», — вспоминает Елпанов.
Когда Владимир Путин объявил последнюю неделю марта нерабочей, предприниматель понял, что пик спроса не за горами. Он предусмотрительно сформировал три операционных штаба — закупки, сборки и логистики — и проработал с руководителем каждого дорожную карту действий в условиях вирусного роста. Закупщики обзванивали фермеров, уточняли максимально возможный объем поставок и добавляли на сайт товары «запасных» поставщиков. Сборщики закупали дополнительные тары и холодильные камеры для хранения и сортировки продуктов, а логисты запускали бесконтактную доставку и снабжали курьеров масками (их Елпанов прагматично закупил по 2 рубля за штуку еще в январе). На хозяйственные и санитарные нужды пришлось разом потратить около 300 000 рублей.