Русский плакат рубежа веков

Наука и жизньИстория

Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Ольга Барковец. Фото Андрея Лисинского

28 февраля в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась очень яркая выставка. Сейчас она — как и практически все музейные проекты Москвы и других городов России и мира — работает online. Будем надеяться, что читатели смогут увидеть эту «феерию» вживую, когда минуют трудные времена.

Конец XIX — начало XX века. В России грандиозные изменения. На переломе веков страна выходит на передовые рубежи по темпам экономического развития. Бурный рост торговли и промышленности сопровождается активной культурной и общественной жизнью. Развитие средств массовой информации и издательского дела — отличительная черта облика России новой эпохи, который уже невозможно представить без рекламы во всех её проявлениях. Появившийся на основе европейских образцов русский рекламный плакат в конце XIX — начале XX века приобретает свои специфические черты и особенности, созвучные эпохе перемен.

Как во всём новом и оттого волнующем своими потенциальными возможностями, в искусстве плаката пробуют силы и ремесленники от искусства, и выдающиеся мастера. В результате в российском городском пространстве откровенный китч соседствовал с подлинными произведениями искусства.

Плакат — порождение большого города. Задача городской рекламы — привлечь внимание, остановить в нужной точке, возбудить интерес, информировать о событии, пробудить желания и сформировать потребности. Но где могли размещаться рекламные плакаты? Существовало ли руководство на этот счёт? Какие ещё рекламные формы были тогда распространены? На эти и другие вопросы ответят материалы выставки.

Улицы едва ли не любого города России на рубеже XIX—XX веков полны призывов покупать. Это прекрасно видно на фотооткрытках того времени. Город многолик по своей сути и разнообразен по социальному составу, и плакат, который очень быстро вошёл в обиход, был лишь одним из средств воздействия на потребителя, чтобы побудить его раскрыть свой кошелёк. Но как найти подход к людям с разным достатком?

Перед вами — рождённые жёсткой конкуренцией и творческими поисками новые рекламные формы, большинство из которых в том или ином виде сохранились до наших дней. Кроме ориентированных практически на всех традиционных уличных вывесок и ставших быстро привычными плакатов, уже чуть более адресных, появляются рекламные открытки. Они были направлены на наименее обеспеченную часть городского населения и зачастую исполнялись в привлекательном для народа лубочном стиле. Совершенно иначе выглядели малые рекламные формы, адресованные состоятельным горожанам. Так, для богатой публики, готовой потратить солидные деньги, печатаются великолепно выполненные прейскуранты. Дорогие товары заворачиваются в шикарную упаковку. Обёртки кондитерских изделий выглядят подчас как миниатюрные произведения искусства. Интересно, что уже тогда в некоторые конфеты начали вкладывать серийные картинки, чтобы, в первую очередь, повысить интерес со стороны детей.

Печатают рекламу газеты и журналы. Жёсткая конкуренция среди производителей и многообразие путей воздействия на потенциальных покупателей начали превращать рекламу в «науку», обучить которой были призваны появившиеся в тот период первые пособия и учебники по рекламе.

Развлечения и увлечения большого города

В конце ХIХ века рекламный плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то культуры. В 1897 году в Санкт-Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Здесь были представлены такие «столпы» плакатного искусства, как Альфонс Муха и Анри Тулуз-Лотрек. Это событие послужило своеобразным толчком для российских художников. В результате в России появилась художественная промышленность — совершенно новое направление, породившее множество прекрасных работ высочайшего уровня.

Пик плакатно-рекламного искусства пришёлся на рубеж веков, когда плакат прочно внедрился в жизнь и быт горожан. Появились культурно-зрелищные плакаты, посвящённые театрализованным балам и благотворительным вечерам. В этой сфере русская плакатная графика приобрела удивительно массовый характер. Во многом это объясняется тем, что бал на рубеже веков стал событием не столько светской, сколько культурной жизни. Отличались разнообразием и плакаты театральных спектаклей: лаконичные и строгие у императорских театров и откровенно залихватские и призывные — у частных. Не менее красочны и изобретательны были плакаты цирковых представлений, вечеров и выступлений заезжих гастролёров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Губернатор печального образа Губернатор печального образа

В марте 1800 года в Твери от затора льда на Волге произошло большое наводнение

Наука и жизнь
Ангелина во плоти Ангелина во плоти

Бесстрашная актриса Ангелина Поплавская – без маски и химзащиты

Maxim
Судьба телескопа Судьба телескопа

Зонд Hubble проработал на орбите 30 славных лет – но что ждет его дальше?

Популярная механика
Салон на дому Салон на дому

Сухая кожа, неровный тон лица и тусклые волосы – последствия самоизоляции

Здоровье
Гигантская. Критические дни Бетельгейзе Гигантская. Критические дни Бетельгейзе

Разбираемся с причинами глубокого «обморока» Бетельгейзе

Наука и жизнь
Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других

Мы решили выяснить, кто нас лечит с экрана

Cosmopolitan
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Море зовёт Море зовёт

Традиционный яхтенный обзор в майском номере Robb Report

Robb Report
Сиенские супруги Сиенские супруги

Джанноддза Сарачени и Мариотто Миньянелли жили и друг друга любили в Сиене

Наука и жизнь
BadComedian — о деньгах, лжи в кино и самоизоляции BadComedian — о деньгах, лжи в кино и самоизоляции

Большое интервью с видеоблогером и обозревателем фильмов BadComedian

РБК
Как правильно париться в бане с веником: подробное руководство Как правильно париться в бане с веником: подробное руководство

Баня — один из лучших способов привести себя в чувство

Playboy
Лестница… не только для рыб Лестница… не только для рыб

Зачем рыбам лестница?

Наука и жизнь
10 актеров, которые потеряли свои «Оскары» 10 актеров, которые потеряли свои «Оскары»

Реальные истории пропажи престижной кинонаграды у знаменитых актеров

Maxim
Прыщи — нехватка витамина А и другие бьюти-проблемы из-за дефицита элементов Прыщи — нехватка витамина А и другие бьюти-проблемы из-за дефицита элементов

За показателями каких витаминов стоит следить и какие продукты добавить в рацион

Cosmopolitan
Запертые: как не дать карантину разрушить ваши отношения Запертые: как не дать карантину разрушить ваши отношения

Рассказываем, как не убить друг друга на карантине и сохранить отношения

Cosmopolitan
Курьер-бизнесмен: зачем предприниматель с оборотом в $4 млн развозит еду по московским квартирам Курьер-бизнесмен: зачем предприниматель с оборотом в $4 млн развозит еду по московским квартирам

Меня зовут Сергей Ночовный, мне 38 лет, и я курьер службы доставки «Яндекс.Еда»

Forbes
«Водители соглашаются на все». Мошенники придумали новую схему «Водители соглашаются на все». Мошенники придумали новую схему

Мошенники просят по 5–7 тысяч рублей, но, получив деньги, они исчезают

РБК
Новозеландского крапивника заподозрили в способности впадать в спячку Новозеландского крапивника заподозрили в способности впадать в спячку

Пока считается, что впадать в спячку может только один из американских козодоев

N+1
10 самых недооцененных фантастических фильмов последних 10 лет 10 самых недооцененных фантастических фильмов последних 10 лет

Пришельцы, постапокалипсис, война, катастрофы!

Maxim
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
От мамонта до вертолетов ВВС США: что может поднять Ми-26 От мамонта до вертолетов ВВС США: что может поднять Ми-26

Самый большой вертолет в мире из ныне существующих был построен в нашей стране

Популярная механика
«Наперегонки с эпидемией. Антибиотики против супербактерий» «Наперегонки с эпидемией. Антибиотики против супербактерий»

Отрывок из книги Мэтта Маккарти: случай пациентки с острым лейкозом

N+1
Правила жизни Барбры Стрейзанд Правила жизни Барбры Стрейзанд

Американская певица, актриса, режиссер, продюсер и политическая активистка

Esquire
Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Увеличение мощности двигателя может обернуться рядом проблем

РБК
«В день я произношу всего 5 предложений»: как проводят карантин люди, застрявшие на лодках в море «В день я произношу всего 5 предложений»: как проводят карантин люди, застрявшие на лодках в море

Из-за пандемии люди застревают не только в квартирах и домах, но и на лодках

Forbes
«Завтра же позвоню Роджеру!» «Завтра же позвоню Роджеру!»

Тимур Бекмамбетов об «Историях карантина», будущем кино и школе Роджера Кормана

Weekend
«Плачу за лишнее время». Как ездить в такси с пропуском «Плачу за лишнее время». Как ездить в такси с пропуском

Водителей такси обязали проверять цифровой пропуск у всех пассажиров

РБК
Изоляция убивает романтику? 7 идей для классных домашних свиданий Изоляция убивает романтику? 7 идей для классных домашних свиданий

Хватит ходить по квартире с кислыми лицами

Playboy
«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda «Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБ
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Вторая часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Открыть в приложении