«Наколдованная» ширма не дала пятилеткам списать
Ученые из Китая, США и Канады выяснили, что отгородить детей от списывания во время теста можно даже с помощью прозрачной ширмы или любой другой преграды — главное, чтобы она находилась строго между ребенком и листом с ответами, откуда он может списать. Работает в таком случае и воображаемая преграда, «наколдованная» с помощью игрушечной волшебной палочки. Обнаруженный эффект ученые назвали «моральным барьером», а его аналогом в повседневной жизни могут послужить, например, пластиковые дорожные конусы, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Многочисленные работы нобелевского лауреата по экономике в 2017 году Ричарда Талера посвящены теории подталкиваний (nudge theory — подробнее о ней вы можете прочитать в книге «Nudge. Архитектура выбора», отрывок из которой мы публиковали). Согласно этой теории решениями и поведением людей можно управлять не только прямыми указаниями и советами, но и, собственно, подталкиваниями — то есть чем-то, что незаметно для них самих. Например, на вкусовые предпочтения потребителей можно влиять с помощью упаковки и посуды: скажем, коктейль из высокого стакана покажется людям вкуснее, чем такой же точно коктейль, выпитый из стакана пониже.
Аналогично с тем, как что-то субтильное может подталкивать, оно же может и останавливать (например, от некорректного поведения вроде списывания), но изучается это не так часто: во многом потому, что очень сложно отделить внешние сдерживающие факторы от внутренних (к примеру, каких-то моральных устоев). Чтобы провести эту грань, Ли Чжао (Li Zhao) из Педагогического университета Ханчжоу и ее коллеги предложили гипотезу «морального барьера»: согласно ей от неправомерных действий человека можно оградить, проведя некоторую черту между агентом и тем, что ему запрещено, — причем черта может быть как реальной, так и воображаемой. Примером такого эффекта (разумеется, реального)