Найти технологию и сделать её полезной: как устроена лаборатория Google ATAP, создавшая радар Soli и телефон Project Ara
Проекту ATAP уже семь лет, а его главная задача — разрабатывать технологии и устройства, которые будут так же полезны пользователям, как и сервисы корпорации.
Последние пять лет лабораторию ATAP в Google возглавляет Дэн Кауфман. Ранее он был топ-менеджером DreamWorks и руководил информационными инновациями лаборатории департамента США DARPA.
Изначально ATAP свободно рассказывала о незавершённых проектах: например, модульном смартфоне-конструкторе Project Ara, который Google в итоге закрыл в 2016 году.
Однако в последние несколько лет лаборатория не так активно говорила о себе публично, и лишь в июле 2020 года Кауфман дал первое интервью в своей должности руководителя ATAP журналисту Fast Company Гарри МакКрекену.
Он рассказал, как развивалась лаборатория, какие ошибки она совершала и чем занимается сейчас — например, о разработке «умной» ручки, подключенной к сервисам Google и универсальном пульте для «умного» дома.
Подход к управлению
Изначально ATAP была сфокусирована на мобильных технологиях и развивалась внутри Motorola, купленной Google. После продажи компании лаборатория осталась внутри Google и начала заниматься другими перспективными исследованиями в области устройств, а в 2016 году стала частью подразделения Google по разработке аппаратного обеспечения.
Эти изменения привели к тому, что лаборатория с перспективными идеями, но без чёткой стратегии, стала больше следить за тем, как и в каком направлении развиваются устройства Google и адаптироваться под это.
Команда ATAP понимала, что будущее за «умными» устройствами с датчиками и собственным интеллектом, которые будут объединены через облака. При этом все разработки должны были быть полезными для пользователей — так же, как и сервисы компании.
Взволновавшая нас миссия: можем ли мы сделать устройства Google такими же полезными, как и программное обеспечение компании? Дэн Кауфман, глава ATAP
Только для сервисов Google границы полезности понятны, а для устройств поле возможностей и сценариев их использования гораздо больше.
Например, «умная» колонка ставит таймер, чтобы напомнить пользователю, когда нужно выключить духовку, но если пользователь находится в другой комнате, смысла от «умного» устройства не больше, чем от обычного будильника. Настоящая польза от «умного» устройства будет тогда, когда оно сможет автоматически выключать духовку по таймеру, приводит пример Кауфман.
Также Кауфман переосмыслил то, как лаборатория ведёт проекты. Первоначально в ATAP действовало правило: исследования не длятся дольше двух лет. Если проект умирает по пути — прекрасно. Если нет, то он должен успеть превратиться в реальный бизнес, которым занимаются менеджеры по продукту, а не исследователи.
Однако у лаборатории небольшое количество выпущенных проектов, поэтому навряд ли такой подход можно считать успешным, отмечает Fast Company. Так модульный телефон Ara за два года не попал на развивающиеся рынки, для которых разрабатывался. А технология для вычислений дополненной реальности Tango уступила место проекту ARCore.
В итоге Кауфман заметил, что некоторым идеям мало двух лет. Один из примеров ATAP, когда понадобилось больше времени — проект Jacquard.
«Умная» ткань Jacquard
Технология Jacquard превращает ткань в сенсорную поверхность. Так в одежду или текстильные аксессуары можно добавить дополнительный пользовательский интерфейс. Впервые технологию представили в 2015 году, и за пять лет вышло несколько продуктов с её поддержкой.