Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

ForbesБизнес

Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян.

Текст: Сергей Титов

В январе 2019 года Россия буквально утонула в мусоре. «Мусоропроводы забиты до верхних этажей», «горы мусора выше детской горки» — негодовали пользователи соцсетей по всей стране и выкладывали фотографии переполненных помоек. Коллапс стал следствием «мусорной реформы». С нового года большинство регионов передало управление отходами региональным операторам. Новые правила ущемили локальных игроков, нередко аффилированных с криминалом или местными властями. Они и пошли на саботаж, перестав вывозить мусор. В «мусорных войнах» участвует и население, недовольное двукратным ростом тарифа за утилизацию. Пережить кризис неплатежей и справиться с конкурентами по силам только крупным игрокам. Forbes изучил основных претендентов на куш почти в 200 млрд рублей ежегодно.

Корпорация «Мусортех»

«Раз он такой экологически чистый, вот и заберите его к себе на свои угодья!» — возмущается женщина, активно жестикулируя. Она и еще несколько десятков жителей подмосковного Свистягино обступили гендиректора «РТ-Инвест» Андрея Шипелова и увещевают его не строить поблизости мусоросжигательный завод. На дворе август 2018 года, но, несмотря на жару и накаленную обстановку, Шипелов спокоен. И дело не только в двух телохранителях неподалеку. Он давно в деле и привык к нападкам: «Нет никакого страха. С населением общаться приятно, полезно и необходимо».

Население встретило протестами и «мусорную реформу». Из-за нее тариф вырос со среднемесячных 50 рублей на человека до 100–120 рублей. Многие жители частных домов вообще впервые увидели новый платеж, раньше за вывоз отходов платили муниципалитеты. Вдобавок возникла неразбериха с расчетом тарифа. Где-то он взимается пропорционально количеству жильцов, где-то — размеру жилплощади.

До начала реформы «мусорный бизнес» был монополизирован городскими властями. Муниципалитеты устанавливали тарифы, а подведомственные им МУПы или аффилированные компании вывозили мусор и заведовали свалками. Маржа составляла десятки процентов, и нередко это привлекало криминал, который стремился «крышевать» свалки. Днем они принимали отходы по талонам, а ночью за наличные.

Для Шипелова мусор — семейный бизнес. Его тесть, нижегородский депутат Вадим Агафонов занимается отходами с начала 2000-х. Шипелов утверждает, что решение о том, чтобы заняться мусором, принял самостоятельно: «Мы никогда не смешиваем семью и бизнес».

Первый серьезный капитал Шипелов сколотил на торговле нефтепродуктами. В 28 лет стал директором по развитию Российской венчурной компании (РВК), а через два года, в 2009-м, перебрался в Волгоградскую область на должность советника губернатора по экономике. Там он познакомился с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым (у госкорпорации было несколько проблемных активов в регионе) и убедил его создать инвесткомпанию «РТ-Инвест». «Ростех» получил блокпакет, остальное — Шипелов с тестем. Предполагалось, что «РТ-Инвест» будет развивать новые технологии, в том числе в отходах. Идею Шипелов вынашивал еще в РВК, но в госкомпании она «несильно сработала».

Крупный бизнес заинтересовался отходами в начале 2010-х, когда правительство только начало обсуждать «мусорную реформу». Из-за переполненных свалок регионы стали тонуть в мусоре. Запахло социальным взрывом, и губернаторы попросили федеральный центр помочь. Правительство решило «поднять» уровень принятия решений с муниципального на региональный. По новым правилам губернатор и областное правительство должны утверждать тариф и отбирать региональных операторов, которые будут контролировать утилизацию всего мусора и станут единственными получателями платежа по «мусорному» тарифу.

Крупный бизнес привлекла не столько тарифная маржа 5%, сколько «прокачиваемый через себя» оборот, поясняет один из игроков. Кроме того, региональный оператор имеет все шансы монополизировать не только коммунальные отходы, но и более маржинальный строительный и промышленный мусор.

Компания «РТ-Инвест» начала готовиться к реформе заранее. В 2013-м купила казанского мусорного оператора ПЖКХ за 1,2 млрд рублей (80% суммы взяла в кредит). На очереди была нижегородская АГЖО Вадима Агафонова, но сделка сорвалась. Конфликт интересов ни при чем, заверяет Шипелов: «Не дошли до понимания, что один плюс один [ПЖКХ плюс АГЖО] — это больше, чем два».

В 2014 году «РТ-Инвест» заключила с мэрией Москвы 15-летний контракт на 12,6 млрд рублей на вывоз мусора из Северо-Западного округа (компания была единственным участником тендера). На следующий год Шипелов выкупил пакет тестя. Сумма сделки была «скромной», заверяет Шипелов. Она была закрыта до запуска нашумевшего «Платона» («РТ-Инвест» стала оператором системы без конкурса). На подходе был еще один скандальный проект — мусоросжигательные заводы для Подмосковья и Казани.

«Мы ничего не фантазировали, просто взяли успешную модель, как можно сократить количество полигонов практически до нуля», — говорит Шипелов. Идея возникла у него еще в 2011 году как часть комплексной системы по обращению с отходами. Она должна была спасти столичный регион, который превращался в огромную свалку.

В 2017 году «РТ-Инвест» выиграла тендеры Минэнерго на строительство мусоросжигательных заводов (четыре в Подмосковье и один в Казани), став их единственным участником. «Во-первых, санкционность, во-вторых, все понимали, что пионерам этого бизнеса придется столкнуться где-то с общественным мнением, где-то с непониманием регулирования этих процессов», — объясняет Шипелов отсутствие конкурентов.

На следующий год «РТ-Инвест» стала крупнейшим оператором Подмосковья, взяв под управление 60% отходов региона. Три десятилетних контракта на 109 млрд рублей компания получила при отсутствии конкурентов — другие заявки не были допущены к конкурсу.

Помогает ли «Ростех» в диалоге с властями и конкурентами? «Девиз «Ростеха»: партнер в развитии», — улыбается Шипелов. С 2017 года он не контролирует «РТ-Инвест», 39,9% компании за 2 млрд рублей он продал Сергею Скворцову, советнику и бывшему заместителю Чемезова. Шипелов получил 200 млн рублей наличными, остальное было инвестировано в проекты компании «РТ-Инвест». Инвестиции Шипелов оценивает в 186 млрд рублей: 150 млрд на заводы, остальное на строительство комплексов по переработке отходов, сортировке и технику. Госбанки предоставят 70–80% суммы, возврат — за счет тарифов. За энергию от сжигания мусора заплатит промышленность, а за утилизацию — население. По словам Шипелова, ставка на тариф принесет максимум 10–15%. «Если ты хочешь зарабатывать больше, начинай перерабатывать вторичные ресурсы», — говорит он и уверяет, что проекты уже на подходе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Как отличают драгоценные камни от подделок Как отличают драгоценные камни от подделок

Драгоценные камни всегда были надежным и очень компактным вложением капитала

Популярная механика
Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Почему занятия любовью в отеле всегда круче, чем где-либо еще Почему занятия любовью в отеле всегда круче, чем где-либо еще

Некоторые даже браки спасают, просто уехав в отель на несколько дней

Playboy
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Роберт Семенов Роберт Семенов

Интервью с фронтовиком и блокадником Робертом Семеновым

Собака.ru
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes
Минимум миниморум Минимум миниморум

Стоит ли вообще интересоваться кроссоверами, если предлагают эффективное плацебо

АвтоМир
Кнут и пряник Кнут и пряник

15 лет назад в бизнесе было больше анархии, но и больше креатива

Forbes
Джаред Харрис (химик из сериала «Чернобыль»): «Правда заметается под ковер, потому что часто выставляет власти не в лучшем свете» Джаред Харрис (химик из сериала «Чернобыль»): «Правда заметается под ковер, потому что часто выставляет власти не в лучшем свете»

Джаред Харрис — о поисках правды в потоке фейковой информации

Esquire
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Трамп помог остановить падение цен на подержанные бизнес-джеты в США Трамп помог остановить падение цен на подержанные бизнес-джеты в США

Цены на подержанные частные самолеты в США перестали падать впервые за 10 лет

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны

Пополнять ряды вооруженных сил призывали машины из повседневной жизни

Популярная механика
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
Неделя потребления: ретроспектива «Кинотавра», электролонгборд и экономичная яхта Неделя потребления: ретроспектива «Кинотавра», электролонгборд и экономичная яхта

Лето — повод променять автомобиль на яхту или даже лонгборд

Forbes
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Анна Цуканова-Котт: «Все знают, какая я строгая мама» Анна Цуканова-Котт: «Все знают, какая я строгая мама»

О том, как появление сестры воспринял сын Михаил и о кулинарной книге 18+

Grazia
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Экс-партнер Трампа хотел попросить у Ротенбергов до $500 млн на Trump Tower в Москве Экс-партнер Трампа хотел попросить у Ротенбергов до $500 млн на Trump Tower в Москве

Бизнесмен Феликс Сейтер хотел привлечь $400-500 млн инвестиций на Trump Tower

Forbes
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Специалист по плохим долгам. CEO банка «Траст» стал Михаил Хабаров Специалист по плохим долгам. CEO банка «Траст» стал Михаил Хабаров

Михаил Хабаров отвечает за управление проблемными активами в банке «Траст»

Forbes
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Тест нового SSD ADATA Ultimate SU635: на пределе возможностей SATA Тест нового SSD ADATA Ultimate SU635: на пределе возможностей SATA

Тестируем новый SSD диск ADATA Ultimate SU635

CHIP
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Переменная величина Переменная величина

Насколько важен для нас секс

Psychologies
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
8 приложений, которые пригодятся вашим мамам и бабушкам 8 приложений, которые пригодятся вашим мамам и бабушкам

Несколько простых приложений, которые наверняка будут интересны нашим родителям

CHIP
Клубничный рейд Клубничный рейд

Экс-кандидат в президенты России борется с бывшей женой за совхозные земли

Forbes
Почему радостные события иногда вызывают тревогу? Почему радостные события иногда вызывают тревогу?

Казалось бы, время радоваться, но вместо радости вы испытываете беспокойство

Psychologies
Открыть в приложении