На чистую воду. Почему тарифы на услуги ЖКХ завышены
Россияне давно и существенно переплачивают за услуги ЖКХ, о чем заявляет уже и регулирующий орган — ФАС. Из-за чего ценообразование в этой сфере столь непрозрачно и как можно изменить ситуацию?

Федеральная антимонопольная служба предложила реформировать регулирование тарифов на услуги ЖКХ. На прошлой неделе глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что россияне по большинству позиций переплачивают за «коммуналку» в два раза. По его мнению, решить проблему завышенных платежей может анализ реальных затрат компаний жилищно-коммунальной сферы и переход к общим стандартам формирования цен.
Регулированием тарифов ФАС занялась относительно недавно, в 2015 году, когда была упразднена Федеральная служба по тарифам (ФСТ), а ее полномочия достались антимонопольному ведомству. Двух лет оказалось вполне достаточно, чтобы принять дела, и сейчас, с учетом последних заявлений Артемьева, ФАС может всерьез заняться ценами на коммунальные ресурсы. По наследству от ФСТ ведомство получило не только полномочия, но и проблемы: по сути, сейчас процесс формирования тарифов представляет собой «черный ящик», механизмы работы которого оставляют слишком много вопросов и нареканий.
Истоки проблемы
Сейчас регулирование цен на услуги ЖКХ регламентируется сразу несколькими законами, в частности «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении в РФ», «Об электроэнергетике» и т. д. На их основании правительство утверждает принципы формирования цен и правила их пересмотра, а также методы расчетов. Ими в дальнейшем руководствуются региональные органы, то есть департаменты, комитеты, агентства и управления, отвечающие, вне зависимости от своего наименования, за цены и тарифы на местах. Именно они и устанавливают те конечные цифры, которые россияне видят в своих платежках.