Музыкальный инструмент из старых запчастей: как композиторы собирали релефон для оперы
Рассказываем о релефоне — самом ярком инструменте, изготовленном для спектакля.
В начале сезона в театре «Практика» прошла премьера документальной оперы «Аскет», над которой работали композитор Николай Попов, режиссёр Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв. Главный герой спектакля — ученый, лауреат Нобелевской премии мира и правозащитник Андрей Сахаров. Специально для «Аскета» под руководством инженера Центра электроакустической музыки Олега Макарова были созданы электромеханические музыкальные инструменты, которые стали частью звуковой партитуры оперы.
«С точки зрения музыкальной функциональности релефон можно сравнить с перкуссионной установкой, подобно большим и малым барабанам и тарелкам. Современные композиторы нередко создают инструменты, которые лучшим образом передадут написанную ими музыку.
Для создания инструмента отправились на Митинский радиорынок, где продаются запчасти самых разных видов, которые можно посмотреть, потрогать, проверить на звук. Закупили несколько мешков с деталями, привезли их в Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и два месяца выбирали подходящие по замыслу варианты. Сначала экспериментировали: разложили все приборы на панели и создали специальное электронное устройство, позволяющее подключать их к компьютеру и управлять ими с фортепианной клавиатуры. Затем композитор сочинял музыку, используя