Рыжеволосые ведьмы и левши-злодеи: как рождались предрассудки о внешности
Некоторые из этих опасных стереотипов забылись не полностью
В наше время дискриминация людей по внешности называется лукизмом, но это печальное явление зародилось намного раньше, чем для него был предложен соответствующий термин. Людям, внешность которых отличалась от общепринятой, веками приписывали колдовские способности; их сторонились, а зачастую и преследовали. Для борьбы с некоторыми предрассудками потребовались тысячелетия. Развенчанию стереотипов помогали модные тенденции, перемены в экономике и политике, а порой и просто счастливые случайности. «Вокруг света» рассказывает о самых известных примерах лукизма.
Бледность — не порок
Если бы древние греки или римляне чудесным образом оказались в современном мире, их бы, несомненно, удивили солярии. Человеку, жившему в Античности, и в голову прийти не могло, что кто-то будет платить за то, чтобы получить загар. Для них самым желанным был бледный цвет кожи. Он выступал важным маркером социального статуса, признаком того, что человек не занимается тяжелым трудом под палящим солнцем.
Бледность в древние времена считалась не только признаком красоты, но и показателем приятного характера. В трактате Аристотеля «Физиогномика» всерьез сравнивается вздорный нрав людей с «ярким цветом лица» и тех счастливцев, кому вместе с бледно-розовой кожей достался спокойный и дружелюбный темперамент.
Привычка добиваться бледного цвета лица перекочевала в Средневековье и сохранялась во времена Возрождения. Добиться нужного оттенка кожи было нелегко, особенно тем, кто жил на юге Европы — в Италии, Испании или Греции. Аристократы белили лица мелом, а иногда шли на опасные для жизни трюки, скрывая загар с помощью косметики, в состав которой входил свинец. Менее радикальным способом спрятать загар пользовались любители фиалковых и розовых лосьонов, заменявших солнцезащитный крем.
В погоне за красотой модницы стремительно растрачивали здоровье. Косметика на основе свинца въедалась в кожу, приводила к отравлению и мучительной смерти. Одной из многочисленных жертв пудры из свинца в XVIII веке стала слывшая красавицей графиня Ковентри Мария (урожденная Ганнинг), которая скончалась в 28 лет. «Убита свинцовыми белилами», — написал о ней Гораций Уолпол, основоположник жанра готического романа.