Можно ли улучшить память?
Гайд издания Reminder, который поможет разобраться в том, что мы запоминаем и почему.
Memoria minuitur nisi eam exerceas. «Память слабеет, если её не упражнять», — говорил римский оратор Цицерон. Но если, несмотря на все тренировки, вам кажется, что память у вас всё ещё слабее, чем у знакомого, который жонглирует латинскими цитатами вроде только что упомянутой, то, скорее всего, проблема не в упражнениях.
Стоит признать: люди с рождения различаются по «силе» памяти, как и по другим способностям — интеллектуальным или физическим. Есть феноменальные примеры: в «Маленькой книжке о большой памяти» один из основателей нейропсихологии Александр Лурия описывает человека, который не забывал ни одной детали своей жизни, начиная с младенчества; он известен в науке как «пациент Ш».
Однако чаще всего то, что кажется нам феноменальной памятью, связано не с природными способностями и даже не с развитыми навыками запоминания, а с глубокими знаниями в какой-то области.
Если вы пять лет будете плотно заниматься изучением политической жизни Древнего Рима — читать первоисточники, сочинять статьи и выступать с лекциями, — то сможете поразить любого несведущего человека цитатами и фактами из жизни не только Цицерона, но и массы других, гораздо менее известных римлян. И тогда получается, что главное условие для формирования такого рода памяти — вовсе не вместимость вашей головы, а мотивация, способность удерживать внимание на предмете изучения долгие пять лет.
Как говорит профессор Нью-Йоркского университета, исследователь нейрофизиологических основ памяти Николай Кукушкин, «если человеку что-то по-настоящему интересно, если человек начнёт по-настоящему концентрироваться, то запомнить не такая большая проблема».
Чтобы улучшить память, мало выучить отдельные техники (они перечислены в нашем гайде) — нужно уметь концентрировать внимание и поддерживать интерес. Поэтому развитию памяти способствуют такие практики и упражнения, как медитация, выработка привычек и постановка целей.
Just in time или just in case?
Ещё одна причина, по которой люди жалуются на плохую память, — быстрое забывание информации, которая казалась интересной. Успокоить себя можно тем, что это совершенно естественный процесс: мозг так устроен, что запоминает только то, что необходимо ему (а не вам).
Если бы он помнил всё, наша память представляла бы собой неуправляемый хаос из разрозненных впечатлений, мимолетных мыслей, фраз, цифр, дат и прочего информационного шума. Например, для описанного Лурией пациента Ш. неспособность забывать стала серьёзной когнитивной проблемой. При чтении книг у него накапливалось в памяти столько образов и идей, что он не мог понять смысл прочитанного.
Чтобы такого не случилось, мозг постоянно устраняет ненужную информацию. Согласно современным научным представлениям, запоминание — это в том числе правильно выстроенный процесс забывания. Обзор исследований на эту тему можно прочитать здесь. А подробно механизмы запоминания описаны в книге психолога Дональда Нормана «Память и научение».
Чтобы не расстраиваться каждый раз, когда забывается прочитанная книга, имейте в виду, что активное потребление информации бывает двух типов: just in time (вовремя) и just in case (на всякий случай).
Например, вы читаете книгу по истории Китая. Вам очень интересно, и вы стараетесь запомнить самые удивительные факты. Но с точки зрения мозга в этот момент вы просто вываливаете на него массу неструктурированных данных, из которых он уже по своим критериям отбирает, что стоит сохранить.
И это может оказаться совсем не то, что хотели запомнить вы. Вместо интересных фактов из книги в памяти остается лишь её цена, цвет обложки и опечатка на восьмой странице. Такое случается, если вы запоминаете информацию just in case, на всякий случай.
Гораздо эффективнее фокусировать внимание на информации по принципу just in time — стараться запомнить то, что точно необходимо именно сейчас или в ближайшее время. Если на следующей неделе вам предстоит ужин в ресторане с гендиректором китайской компании, логично почитать книгу по истории Китая — чтобы поддержать беседу. В этом случае у вас будет сильнее мотивация и больше шансов запомнить прочитанное.
Главный секрет эффективного запоминания: работайте над мотивацией и отдавайте себе отчёт, зачем вы потребляете информацию — just in case или just in time. И по возможности старайтесь смещать фокус на данные второго типа. А в работе с ними следуйте пяти принципам:
- структурирование;
- ассоциативное мышление;
- понимание;
- эмоциональное наполнение;
- повторение.
На этих принципах построены все техники запоминания.
Технологии будущего. Возможно, очень скоро мы будем стимулировать способность к запоминанию с помощью гаджета, похожего на шапочку для плавания, с десятками электродов, синхронизирующих мозговые волны в разных отделах мозга, как инструменты в оркестре перед концертом. Во всяком случае, недавнее исследование показало, что 20-минутная транскраниальная стимуляция мозга переменным током (tACS) в течение всего четырех дней может улучшить рабочую и долговременную память у людей в пожилом возрасте. Причём эффект сохраняется и через месяц после сеансов.
Как запоминать номера и числа
Группируйте. Рабочая память оперирует короткими элементами — от 5 до 9 цифр, слов, изображений или движений. Увеличить её пропускную способность проблематично. Но можно обойти это ограничение с помощью группировки элементов в блоки. Вы просто объединяете длинные последовательности данных, сокращая количество элементов, которые вам надо сохранить в памяти.
По такому принципу мы запоминаем телефонные номера, превращая семь неупорядоченных цифр 2785439 в три числа: 278-54-39. С ходу запомнить стандартный 16-значный номер банковской карты практически невозможно. Но если разделить его на блоки из четырех цифр (2614 1293 2309 5870), задача упрощается.
Можно использовать разные типы группировки и уровни «сжатия». Например, тот же номер банковской карты не обязательно дробить на четыре части. Возможно, вам будет проще запомнить его тремя более крупными блоками c дополнительной группировкой внутри каждого: 26/14/12 — 93/23/09 — 58/70.
Превращайте цифры в истории. Проблема с запоминанием номеров связана ещё и с тем, что мозгу сложно встроить в сеть ассоциаций такие абстрактные объекты, как цифры. Гораздо проще это сделать с объектами из реального мира.
Это свойство используется в технике опорных образов (Peg System). Первый шаг: вы присваиваете каждому числу от 0 до 9 свой визуальный образ. Он может внешне напоминать цифру или нет, как вам удобнее. Например, 0 — солнце, 1 — флаг, 2 — птица, 3 — волны. А затем соединяете эти образы в короткие смысловые отрезки: 1032 — флаг на фоне солнца и чайка на волнах.