В наклоне
Трёхколёсные машины с мотором появились практически одновременно с двухколёсными, но их удручающим недостатком была крайне малая устойчивость к опрокидыванию. Поэтому уже сто лет назад пытливые умы задумывались: а нельзя ли, чтобы трёхколёсный аппарат проходил поворот с наклоном, как двухколёсный?
Первым практически осуществил этот замысел известный английский мотогонщик Фредди Диксон, который оснастил свой мотоцикл Douglas устройством для крена боковой коляски. Интересно, что креном управлял пассажир коляски с помощью специального рычага. Могу себе представить, сколь виртуозной была работа «второго номера», но как бы то ни было, Диксон и его напарник Томас Денни на такой комбинации выиграли Tourist Trophy в 1923 году.
Хотя комбинации мотоцикла и коляски с управляемым наклоном строили и после Диксона, популярности они не получили. Задача обеспечения угла крена на повороте в сочетании со стабильностью на прямых и при остановке была довольно сложной. Ещё сложнее она представлялась для симметричных трайков. Выход, казалось, нашли инженеры английской компании BSA. В 1970 году они вывели на рынок симпатичный трёхколёсный мопед Ariel 3, в котором два задних колеса, двигатель и трансмиссия были объединены в «мототележку», шарнирно соединённую с остальной частью машины. За поддержание аппарата в вертикальном положении отвечали торсионы. Боссы компании рассчитывали продавать 2000 таких аппаратов в неделю и серьезно вложились в оборудование, но реально за пару лет удалось продать всего несколько сотен машин… Возможно, Ariel 3 просто опередил своё время — через дюжину лет построенная по той же схеме Honda Gyro получила устойчивый спрос.
Но для «реверсных» трайков, с двумя колёсами спереди, всё выглядело ещё сложнее. Прорыв в этом направлении произвела вполне себе автомобильная компания Daimler Benz, которая в 1997 году на автосалоне во Франкфурте представила трёхколёсный концепт-кар Mercedes-Benz F300 Life Jet, оснащённый системой «Активного контроля наклона» (Active Tilt Control). Бортовой компьютер, получая данные о скорости машины, ускорении, угле поворота рулевого колеса и сносе, выдавал команды двум гидроцилиндрам, обеспечивающим крен аппарата.