А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

МотоАвто

В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска? Для чего? Чтобы проследить, как развивалась конструкторская идея, что изменилось в лучшую сторону, что осталось неизменным, а что стало хуже. Для того, чтобы понять, как эволюционировал класс. Этим материалом мы открываем новую рубрику «Эволюция».

Текст Дениса Dean Панфёрова. Фото Максима DeeTroy

Слева направо: BMW F900XR 2020 / 895 см³ / 105 л.с. / 219 кг от 898 000 руб., Husqvarna Nuda 900 2012 / 898 см³ / 105 л.с. / 193 кг 350 000–500 000 руб.

Начнём мы повествование с 2006 года, когда в модельном ряду BMW появились мотоциклы с рядной «двойкой» объёмом 800 см3: F800S и F800ST. Это был плод сотрудничества BMW и австрийской компании Rotax, которая делала для них моторы. Сам по себе этот двигатель был интересен схемой гашения вибраций: вместо балансирных валов, которые обычно применяются в подобных конструкциях, здесь сделали третий шатун и закрепили на нём груз, примерно равный весу двух действующих поршней. Цилиндры смотрят вверх, балансирующий груз висит внизу. Ходят они навстречу друг другу, что напоминает оппозитный двигатель, в котором по определению отсутствуют вибрации первого порядка. Похожее решение, только не с грузом, а с полноценным балансирующим поршнем, движущимся в оппозитном цилиндре, сейчас применяется на скутерах Yamaha T-Max и SYM Maxsym TL.

В 2008 году к F800S и F800ST с алюминиевой диагональной рамой добавились внедорожные F800GS и F650GS (моторы у них были одного объёма, но для модели «650» его дефорсировали и поставили подвески попроще). На «гусях» уже была стальная трубчатая рама «птичья клетка». В 2009 году появился F800R – нейкед с рамой от S и цепной передачей от GS (на S и ST привод осуществлялся зубчатым ремнём).

В 2013 году боковой пластик F800ST замкнули под мотором, сделали стекло повыше и добавили кофры в штатную комплектацию. Появился F800GT.

В таком виде с небольшими доработками по части дизайна семейство F просуществовало до 2017 года, когда BMW полностью отказался от австрийских моторов Rotax, отличавшихся надёжностью, но обладавших малой удельной мощностью и неприятным зудом, передаваемым на руль и подножки на типичных для автобанов скоростях 120–140 км / ч. Идеально сбалансированная в теории схема построения мотора на практике оказалась не лишена недостатков.

В 2018 году на смену австрийским восьмисоткам пришли 850‑кубовые моторы собственной разработки, производство которых было налажено в Китае на заводе Loncin. Вместе с моторами поменялся и весь мотоцикл, причём это было не косметическое изменение, а совершенно новая конструкция: диагональная рама, сваренная из стальных штамповок, бак между рулём и сиденьем, а не под сиденьем, как было на F800, новый маятник и совершенно новый дизайн. Первыми были F850GS и F750GS, у которых одинаковые моторы, но разное оснащение. Через два года к ним добавились F900R и F900XR с немного подросшим рабочим объёмом, коваными поршнями и увеличенной степенью сжатия.

А при чём тут Husqvarna? Дело в том, что BMW в 2007 году выкупил у Клаудио Кастильоне этот бренд. Для чего? Этого на данный момент никто объяснить не может. Тем не менее немалые деньги в развитие модельного ряда итальянской марки были вложены. За основу брались немецкие платформы с двигателями от G450X, F650GS и F800GS, но по части дизайна и применяемых компонентов итальянцев никто не стал ограничивать. Может быть, в этом и заключалась идея сделки: взбодрить и освежить немного модельный ряд, погрязший в традиционализме и немецкой прагматичности. Итогом работы стали TR650 в двух исполнениях Terra и Strada, они построены на базе G650GS, и Nuda 900, являющаяся компиляцией рамы от F800GS с маятником и колёсами от F800R.

Эти мотоциклы производились на заводе Husqvarna около озера Комо всего два года (2012 и 2013), а в 2013 году BMW неожиданно избавилась от итальянского актива, в который было вложено немало денег, продав его австрийцу Штефану Пиереру, который на тот момент уже владел 51 % акций КТМ. Так Husqvarna попала под влияние австрийской марки, купившей сам бренд, но не взявшей итальянский завод в придачу. Производство старых моделей, созданных в сотрудничестве с BMW, было одномоментно остановлено.

Кроме разработки собственного дизайна и доработки подвесок, итальянцам разрешили залезть в мотор, чего сама BMW не делала ни разу за всё время существования серии F800 с 2006 по 2017 год. И плодом этого «залезания» стал двигатель, радикально отличающийся по своим характеристикам от первоисточника. После увеличения диаметра цилиндра и хода поршня рабочий объём увеличился с 798 см3 до 898 см3, мощность выросла с 86 до 105 л.с., но главное, удалось избавиться от неприятного зуда. В новом коленвале шейки развели на 45 градусов, придав небольшую неравномерность вспышкам. Двигатель по характеру, да и по звуку тоже, стал напоминать харлеевский V-твин с развалом цилиндров 45o. При этом схему балансировки с третьим шатуном оставили. В таком виде мотор получился одновременно мощным, тяговитым, резким и лишённым вибраций, при этом его надёжность сохранилась на прежнем уровне.

С исторической частью покончено, теперь давайте посмотрим, что изменилось за восемь лет, прошедшие между выпуском этих двух моделей – Nuda 900 и F900XR. Почему мы выбрали XR, а не его раздетого брата F900R? Всё дело в ходах подвески. На R они совершенно дорожные – 135 / 142 мм, а на XR более внедорожные – 170 / 172 мм, что ближе к «Нуде». R – обычный нейкед, мотоцикл сугубо дорожный, в то время как XR – кроссовер, который и на асфальте себя чувствует прекрасно, и по бордюрам поскакать не прочь, и на укатанной грунтовке не спасует. Итак, сравнение.

Двигатель

Оба мотора – рядные двойки объёмом почти 900 см3, которые притворяются «вэшками». Husqvarna косит под 45‑градусный твин Харлея, BMW – под 90‑градусный твин Ducati. Nuda балансируется ложным шатуном и грузом, XR – двумя балансировочными валами. Идея разная, но результат похож: оба двигателя не раздражают вибрациями и не заставляют совершать остановки каждые полчаса для того, чтобы размять занемевшие конечности, и приседать-прыгать, чтобы разогнать застоявшуюся кровь в ягодицах. Для обоих мотоциклов декларируется 105 л.с. мощности при одинаковых оборотах 8500. Старый мотор из Австрии почти «квадратный» – при 84 мм диаметра поршней их ход 81 мм. Новый мотор из Китая более короткоходный – 86 мм диаметр, 77 мм ход. Rotax лучше тянет на низах, но быстрее угасает в конце шкалы тахометра, Loncin просыпается чуть позже, но и крутится чуть дальше. На езде это практически никак не сказывается – мотоциклы одинаково разгоняются и с места, и на высшей, шестой передаче в движении, на таких комфортно ездить парой – нет догоняющего и отстающего, их возможности по мотору абсолютно одинаковые.

Даже по части расхода топлива примерно паритет, несмотря на удовлетворение разным нормам «Евро» и десять лет разницы в проектировании. Информация о переходе на резерв на обоих мотоциклах высветилась с разницей 800 метров. Ещё у этих моторов есть одна общая черта: они оба на холодную заводятся не с первого раза, а с третьего. После первых двух запусков они глохнут, поработав секунд по пять-шесть, а с третьего уже работают стабильно. Для F900XR этот баг уже исправили, надо только залить при плановом ТО новую прошивку, а вот для Nuda ничего нового не разрабатывают с 2014 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пони тоже кони Пони тоже кони

Может ли «китаец» со 100‑кубовым моторчиком доставлять удовольствие от вождения?

Мото
Барабанщица-виртуоз и верная жена: удивительная история Синди Блэкман Барабанщица-виртуоз и верная жена: удивительная история Синди Блэкман

Афроамериканка Синди Блэкман не хуже парней справляется с ударными

Cosmopolitan
Школа милиции Школа милиции

Что общего у этих двух, таких разных мотоциклов?

Мото
Как нас обманывают на распродажах: 8 опасностей которые тебя поджидают на sale Как нас обманывают на распродажах: 8 опасностей которые тебя поджидают на sale

Сезонная распродажа таит в себе немало подводных камней.

Cosmopolitan
Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
Неизвестный Ван Гог. Как прошел последний год жизни художника Неизвестный Ван Гог. Как прошел последний год жизни художника

Отрывок из книги Мартина Бейли о последних днях Ван Гога

Forbes
1951: прощание с «Москвой» 1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

Мото
Электрическая паутина справилась с задачами настоящей Электрическая паутина справилась с задачами настоящей

Инженеры изготовили паутину, которая воспроизводит функции ловчей сети паука

N+1
LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил

LADA Vesta SW Cross с АКП: это вам не советские «жигули»

4x4 Club
Стихия земли, или нечто Стихия земли, или нечто

В нашем герое западная культура смешалась с Владимирской областью

Seasons of life
Не объедки, а остатки Не объедки, а остатки

Почему многих из нас пугает мысль об использовании б/у узлов и деталей машин?

Автопилот
7 самых изощренных пыток в истории 7 самых изощренных пыток в истории

Средневековье прошло, но мир по-прежнему обожает читать про пытки

Maxim
Эль Фаннинг: горячие фото актрисы, сыгравшей Екатерину Великую Эль Фаннинг: горячие фото актрисы, сыгравшей Екатерину Великую

Эль Фаннинг: прекрасная и нежная, словно эльфийка

Playboy
Правила жизни Хелен Миррен Правила жизни Хелен Миррен

Хелен Миррен: «Все актеры — жулики и бродяги»

Esquire
Издалека Издалека

Фантастическая повесть

Наука и жизнь
Как приручить коричневую помаду — фотоурок и советы визажиста Как приручить коричневую помаду — фотоурок и советы визажиста

Учимся правильно работать с коричневой помадой

Cosmopolitan
Спорт без вреда Спорт без вреда

Что нужно знать о спорте, чтобы не навредить себе

Лиза
Правила жизни Джима Моррисона Правила жизни Джима Моррисона

Музыкант, умер в 1971 году в возрасте 27 лет

Esquire
10 уроков стиля от Одри Хепберн: каким правилам следовала икона стиля XX века 10 уроков стиля от Одри Хепберн: каким правилам следовала икона стиля XX века

О красоте прекрасной Одри Хепберн можно говорить часами

Cosmopolitan
Что читать в отпуске: главные книжные новинки этого лета Что читать в отпуске: главные книжные новинки этого лета

Лучшие книжные новинки для летнего чтения

Forbes
«Пусть вам станет стыдно!»: Алена Водонаева призналась, почему у нее бесплодие «Пусть вам станет стыдно!»: Алена Водонаева призналась, почему у нее бесплодие

Алена Водонаева ответила, почему у девятилетнего Богдана нет брата или сестры

Cosmopolitan
Ошибка ГИБДД: водителя лишили прав за чужое нарушение Ошибка ГИБДД: водителя лишили прав за чужое нарушение

Как можно лишить прав заочно?

РБК
«Я боялась встретить Меладзе»: Рита Дакота об ужасном закулисье «Фабрики звезд» «Я боялась встретить Меладзе»: Рита Дакота об ужасном закулисье «Фабрики звезд»

Рита Дакота рассказала, что ей пришлось пережить на проекте «Фабрика звезд – 7»

Cosmopolitan
10 предметов гардероба, с размером которых мы часто ошибаемся 10 предметов гардероба, с размером которых мы часто ошибаемся

Каждая девушка хотя бы раз в жизни ошибалась с размером обновки

Cosmopolitan
Кроме костюма: необычные наряды, в которых женились знаменитые мужчины Кроме костюма: необычные наряды, в которых женились знаменитые мужчины

Идеи свадебных костюмов от Мика Джаггера, Джона Леннона и не только

Esquire
Виктор Цой. 1989 – 1990 Виктор Цой. 1989 – 1990

24 июня 1990 года группа «Кино» дает концерт на стадионе «Лужники»

Esquire
#профессия: кинолог LizaAlert — о работе четвероногих спасателей #профессия: кинолог LizaAlert — о работе четвероногих спасателей

Лето для поисково-спасательного отряда LizaAlert — во всех смыслах жаркий сезон

РБК
«Если бы я встретила королеву, то сказала бы, что люблю ее». Инна Чурикова о Елизавете II и дебюте в онлайн «Если бы я встретила королеву, то сказала бы, что люблю ее». Инна Чурикова о Елизавете II и дебюте в онлайн

Инна Чурикова — о том, что такое семейный бизнес и мир после пандемии

Forbes
12 способов преодолеть лень и выучить иностранный язык 12 способов преодолеть лень и выучить иностранный язык

Лень учить иностранные языки? Значит, вы выбрали неправильный подход

Psychologies
Изменчивые родинки Изменчивые родинки

Проверь: не опасна ли твоя родинка?

Лиза
Открыть в приложении