А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

МотоАвто

В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска? Для чего? Чтобы проследить, как развивалась конструкторская идея, что изменилось в лучшую сторону, что осталось неизменным, а что стало хуже. Для того, чтобы понять, как эволюционировал класс. Этим материалом мы открываем новую рубрику «Эволюция».

Текст Дениса Dean Панфёрова. Фото Максима DeeTroy

Слева направо: BMW F900XR 2020 / 895 см³ / 105 л.с. / 219 кг от 898 000 руб., Husqvarna Nuda 900 2012 / 898 см³ / 105 л.с. / 193 кг 350 000–500 000 руб.

Начнём мы повествование с 2006 года, когда в модельном ряду BMW появились мотоциклы с рядной «двойкой» объёмом 800 см3: F800S и F800ST. Это был плод сотрудничества BMW и австрийской компании Rotax, которая делала для них моторы. Сам по себе этот двигатель был интересен схемой гашения вибраций: вместо балансирных валов, которые обычно применяются в подобных конструкциях, здесь сделали третий шатун и закрепили на нём груз, примерно равный весу двух действующих поршней. Цилиндры смотрят вверх, балансирующий груз висит внизу. Ходят они навстречу друг другу, что напоминает оппозитный двигатель, в котором по определению отсутствуют вибрации первого порядка. Похожее решение, только не с грузом, а с полноценным балансирующим поршнем, движущимся в оппозитном цилиндре, сейчас применяется на скутерах Yamaha T-Max и SYM Maxsym TL.

В 2008 году к F800S и F800ST с алюминиевой диагональной рамой добавились внедорожные F800GS и F650GS (моторы у них были одного объёма, но для модели «650» его дефорсировали и поставили подвески попроще). На «гусях» уже была стальная трубчатая рама «птичья клетка». В 2009 году появился F800R – нейкед с рамой от S и цепной передачей от GS (на S и ST привод осуществлялся зубчатым ремнём).

В 2013 году боковой пластик F800ST замкнули под мотором, сделали стекло повыше и добавили кофры в штатную комплектацию. Появился F800GT.

В таком виде с небольшими доработками по части дизайна семейство F просуществовало до 2017 года, когда BMW полностью отказался от австрийских моторов Rotax, отличавшихся надёжностью, но обладавших малой удельной мощностью и неприятным зудом, передаваемым на руль и подножки на типичных для автобанов скоростях 120–140 км / ч. Идеально сбалансированная в теории схема построения мотора на практике оказалась не лишена недостатков.

В 2018 году на смену австрийским восьмисоткам пришли 850‑кубовые моторы собственной разработки, производство которых было налажено в Китае на заводе Loncin. Вместе с моторами поменялся и весь мотоцикл, причём это было не косметическое изменение, а совершенно новая конструкция: диагональная рама, сваренная из стальных штамповок, бак между рулём и сиденьем, а не под сиденьем, как было на F800, новый маятник и совершенно новый дизайн. Первыми были F850GS и F750GS, у которых одинаковые моторы, но разное оснащение. Через два года к ним добавились F900R и F900XR с немного подросшим рабочим объёмом, коваными поршнями и увеличенной степенью сжатия.

А при чём тут Husqvarna? Дело в том, что BMW в 2007 году выкупил у Клаудио Кастильоне этот бренд. Для чего? Этого на данный момент никто объяснить не может. Тем не менее немалые деньги в развитие модельного ряда итальянской марки были вложены. За основу брались немецкие платформы с двигателями от G450X, F650GS и F800GS, но по части дизайна и применяемых компонентов итальянцев никто не стал ограничивать. Может быть, в этом и заключалась идея сделки: взбодрить и освежить немного модельный ряд, погрязший в традиционализме и немецкой прагматичности. Итогом работы стали TR650 в двух исполнениях Terra и Strada, они построены на базе G650GS, и Nuda 900, являющаяся компиляцией рамы от F800GS с маятником и колёсами от F800R.

Эти мотоциклы производились на заводе Husqvarna около озера Комо всего два года (2012 и 2013), а в 2013 году BMW неожиданно избавилась от итальянского актива, в который было вложено немало денег, продав его австрийцу Штефану Пиереру, который на тот момент уже владел 51 % акций КТМ. Так Husqvarna попала под влияние австрийской марки, купившей сам бренд, но не взявшей итальянский завод в придачу. Производство старых моделей, созданных в сотрудничестве с BMW, было одномоментно остановлено.

Кроме разработки собственного дизайна и доработки подвесок, итальянцам разрешили залезть в мотор, чего сама BMW не делала ни разу за всё время существования серии F800 с 2006 по 2017 год. И плодом этого «залезания» стал двигатель, радикально отличающийся по своим характеристикам от первоисточника. После увеличения диаметра цилиндра и хода поршня рабочий объём увеличился с 798 см3 до 898 см3, мощность выросла с 86 до 105 л.с., но главное, удалось избавиться от неприятного зуда. В новом коленвале шейки развели на 45 градусов, придав небольшую неравномерность вспышкам. Двигатель по характеру, да и по звуку тоже, стал напоминать харлеевский V-твин с развалом цилиндров 45o. При этом схему балансировки с третьим шатуном оставили. В таком виде мотор получился одновременно мощным, тяговитым, резким и лишённым вибраций, при этом его надёжность сохранилась на прежнем уровне.

С исторической частью покончено, теперь давайте посмотрим, что изменилось за восемь лет, прошедшие между выпуском этих двух моделей – Nuda 900 и F900XR. Почему мы выбрали XR, а не его раздетого брата F900R? Всё дело в ходах подвески. На R они совершенно дорожные – 135 / 142 мм, а на XR более внедорожные – 170 / 172 мм, что ближе к «Нуде». R – обычный нейкед, мотоцикл сугубо дорожный, в то время как XR – кроссовер, который и на асфальте себя чувствует прекрасно, и по бордюрам поскакать не прочь, и на укатанной грунтовке не спасует. Итак, сравнение.

Двигатель

Оба мотора – рядные двойки объёмом почти 900 см3, которые притворяются «вэшками». Husqvarna косит под 45‑градусный твин Харлея, BMW – под 90‑градусный твин Ducati. Nuda балансируется ложным шатуном и грузом, XR – двумя балансировочными валами. Идея разная, но результат похож: оба двигателя не раздражают вибрациями и не заставляют совершать остановки каждые полчаса для того, чтобы размять занемевшие конечности, и приседать-прыгать, чтобы разогнать застоявшуюся кровь в ягодицах. Для обоих мотоциклов декларируется 105 л.с. мощности при одинаковых оборотах 8500. Старый мотор из Австрии почти «квадратный» – при 84 мм диаметра поршней их ход 81 мм. Новый мотор из Китая более короткоходный – 86 мм диаметр, 77 мм ход. Rotax лучше тянет на низах, но быстрее угасает в конце шкалы тахометра, Loncin просыпается чуть позже, но и крутится чуть дальше. На езде это практически никак не сказывается – мотоциклы одинаково разгоняются и с места, и на высшей, шестой передаче в движении, на таких комфортно ездить парой – нет догоняющего и отстающего, их возможности по мотору абсолютно одинаковые.

Даже по части расхода топлива примерно паритет, несмотря на удовлетворение разным нормам «Евро» и десять лет разницы в проектировании. Информация о переходе на резерв на обоих мотоциклах высветилась с разницей 800 метров. Ещё у этих моторов есть одна общая черта: они оба на холодную заводятся не с первого раза, а с третьего. После первых двух запусков они глохнут, поработав секунд по пять-шесть, а с третьего уже работают стабильно. Для F900XR этот баг уже исправили, надо только залить при плановом ТО новую прошивку, а вот для Nuda ничего нового не разрабатывают с 2014 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры

Что такое мертвая вода и как она воздействует на корабли?

Популярная механика
Хочу биг твин! Хочу биг твин!

Так уж повелось, что мотоциклы из Милуоки делят по семействам двигателей

Мото
Сериал «Дивный новый мир»: «идеальное» общество будущего, бесконечные наслаждения и слишком много ненужного экшна Сериал «Дивный новый мир»: «идеальное» общество будущего, бесконечные наслаждения и слишком много ненужного экшна

Тот случай, когда книга была лучше

GQ
Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович

Никто не знал, до какой чего могут дойти люди, которым дали абсолютную власть

Cosmopolitan
1951: прощание с «Москвой» 1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

Мото
Учимся на ошибках: топ-6 пиджаков, которые вышли из моды, и чем их заменить? Учимся на ошибках: топ-6 пиджаков, которые вышли из моды, и чем их заменить?

Пиджак — неотъемлемая часть гардероба любой девушки

Cosmopolitan
Какое будущее нам готовит новый IT-класс Какое будущее нам готовит новый IT-класс

Езда на беспилотном такси и разговор с тремя ведущими инженерами «Яндекса»

Эксперт
Ешь, делись, береги: как питаться безопасно для природы Ешь, делись, береги: как питаться безопасно для природы

Как сделать питание полезным не только для желудка, но и для окружающей среды

Psychologies
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Пружинка слинки: игрушка, рожденная на войне Пружинка слинки: игрушка, рожденная на войне

Знаменитая игрушка пружинка слинки появилась в США в разгар Второй Мировой войны

Популярная механика
Темная сторона отношений Темная сторона отношений

Теплые, уютные отношения или огонь и страсть?

Домашний Очаг
Брожение масс Брожение масс

Ферментация как серьезный химический процесс и научный эксперимент

Bones
От студентки-хиппи до несостоявшегося президента: эволюция стиля Хиллари Клинтон От студентки-хиппи до несостоявшегося президента: эволюция стиля Хиллари Клинтон

Трудно в это поверить, но когда-то Хиллари Клинтон была студенткой-хиппи

Cosmopolitan
Индивидуальная мобилизация Индивидуальная мобилизация

Рынок электросамокатов быстро растет и срочно требует норм регулирования

Эксперт
ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР

ЛиАЗ-667 - такой же символ эпохи, как автомат с газировкой

Популярная механика
«Третий рейх. 16 историй о жизни и смерти» «Третий рейх. 16 историй о жизни и смерти»

Отрывок из книги «Третий рейх. 16 историй о жизни и смерти»

N+1
Неэтичность, бардак с документами и культурный гэп. За что в Европе не любят российские стартапы Неэтичность, бардак с документами и культурный гэп. За что в Европе не любят российские стартапы

Главные препятствия для зарубежной экспансии российских стартапов

Inc.
И без пластики обошлись: звезды с птозом верних век, которых это не смущает И без пластики обошлись: звезды с птозом верних век, которых это не смущает

Некоторые знаменитости не комплексуют и умеют превращать недостатки в изюминку

Cosmopolitan
Правила жизни Даниила Гранина Правила жизни Даниила Гранина

Писатель, умер 4 июля 2017 года, Санкт-Петербург

Esquire

Как живут люди с дислексией

Cosmopolitan
Дух сыра Дух сыра

Деликатес, который всегда с тобой

Огонёк
Девушка, вы выходите? Девушка, вы выходите?

Как проходят онлайн-курсы «Как выйти замуж за иностранца»

Cosmopolitan
Шпион, пришедший с неба Шпион, пришедший с неба

В истории холодной войны начиналась новая, очень динамично написанная страница

Дилетант
Водитель задел столбик на заправке и уехал. За это его лишили прав Водитель задел столбик на заправке и уехал. За это его лишили прав

Разбираемся, как не лишиться прав на пустом месте

РБК
Как кошки осваивают профессии: почтальон, астронавт, библиотекарь Как кошки осваивают профессии: почтальон, астронавт, библиотекарь

Какие занятия в разные времена осваивали кошки

Популярная механика
Science (США): завоевание Древнего Египта могло быть восстанием иммигрантов Science (США): завоевание Древнего Египта могло быть восстанием иммигрантов

Возможно, это мог быть прототип библейского Исхода

ИноСМИ
«Мрут как мухи»: история антисептиков, спасших миллионы людей «Мрут как мухи»: история антисептиков, спасших миллионы людей

Как развивалась антисептика

Популярная механика
NYT: Amazon, Google и Qualcomm платят миллионы долларов американскому университету, чтобы «подружиться» с регуляторами NYT: Amazon, Google и Qualcomm платят миллионы долларов американскому университету, чтобы «подружиться» с регуляторами

Университет Джорджа Мэйсона помогает ИТ-корпорациям закрывать расследования

VC.RU
Открыть в приложении