Позитивные вибрации
Круизер — мотоцикл по определению американистый. Но BMW R 18 пропитан немецким духом до каждой гаечки!
Лет тридцать назад один немецкий журналист, которому довелось прокатиться на мотоцикле Made in USSR, иронически заметил: «Теоретически оппозитный двигатель обладает отличной уравновешенностью. Но советским конструкторам удалось с этим справиться».
Сколько же времени должно было пройти, чтобы эстетствующие европейцы наконец поняли: это не баг, а фича! И вот в описании новейшего BMW R 18 мы находим такие строки: «Оппозитный двигатель как эпицентр водительского удовольствия, в соединении с хорошими вибрациями». Мир перевернулся!
К появлению нового семейства баварских оппозитов нас готовили долго и тщательно. Слухи, тщательно организованные утечки информации, творения признанных кастомайзеров, прототипы заводской работы… И вот виртуальный дебют новинки в самый разгар пандемии. Неужели коронавирус вывели только для того, чтобы все сидели по домам и от нечего делать делились друг с другом информацией о невиданном доселе баварском круизере?
Но шутки в сторону – для компании BMW новый двигатель действительно эпохальная веха. Достаточно сказать, что, если отбросить бесконечные модернизации, переделки и апгрейды, это всего четвёртый с иголочки новый оппозит в почти столетней мотоциклетной истории концерна. И по своей архитектуре он подозрительно похож на мотор, представленный в 1936 году… Да и в целом BMW R 18 производит такое впечатление, будто Рудольф Шляйхер, автор шедевра 84‑летней давности, получил возможность заглянуть в XXI век и спешно переделал свой проект с учётом новой информации.
Но времена, когда «пятисотка» могла считаться топ-моделью, безвозвратно прошли. У нового оппозита фантастический рабочий объём – 1802 см³ – и гаргантюанская размерность: диаметр цилиндра 107,1 мм, ход поршня 100 мм. Как и в BMW R 5 1936 года, двигатель имеет два расположенных в картере над коленвалом распредвала с цепным приводом и штанговый привод верхних клапанов – это сделано для уменьшения массы штанг; снижение массы возвратно-поступательно движущихся частей двигателя было важно 84 года назад и тем более актуально для современного мотора почти вчетверо большего рабочего объёма. Штанги воздействуют на вилкообразные коромысла – ведь на каждый цилиндр приходятся четыре клапана. Картер двигателя имеет вертикальный разъём, а в цельный коленвал, вращающийся в коренных подшипниках скольжения, введена дополнительная средняя опора для уменьшения прогиба и снижения вибраций.