Вошли в историю: стоит ли смотреть фильм «Злой город»
В Россию пришла мода на историческое кино. Этот год открыл прокат фильма об обороне Козельска — героическом эпизоде периода монголо-татарского нашествия на Русь. Оценим, удалось ли режиссеру найти баланс между историей и лирикой
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102669/3bzjwktq.jpg?v=1&temp_url_sig=NQT9kLstcJhbyEgWa1AJYw&temp_url_expires=1739381906)
Тридцатого января в прокат вышел фильм Константина Буслова «Злой город», посвященный трагическим для русской истории событиям весны 1238 года — героической обороне Козельска от татаро-монгольского ига. Маленький городок в окрестностях Калуги на берегу реки Жиздры сдерживал натиск превосходящих сил врага на протяжении семи недель — дольше, чем крупные административные центры Москва, Рязань и Владимир.
Как писал Эрих Мария Ремарк, «кино — это всегда выход из положения, там каждый может о чем-то помечтать». Эту сентенцию вспоминаешь сразу после просмотра этого фильма.
Исторически эти события — часть более масштабного похода татаро-монгольских войск на княжества Северо-Восточной Руси в 1237–1238 годах. Ближе к концу его, в конце марта 1238-го, уже возвращаясь обратно в степи, монгольские войска подошли к небольшому городу Козельску, где неожиданно для себя встретили сильное сопротивление гарнизона. Неожиданно, так как на взятие более крупных городов — Рязани, Владимира, Москвы и чуть позже Чернигова — монголы тратили от нескольких дней до двух недель. Под Козельском же им пришлось провести почти два месяца, потеряв массу воинов, ресурсов и времени, прежде чем город пал.
Поэтому названием фильма стал лаконичный «отзыв», скупая совокупность монгольских впечатлений по итогам осады. «Злой город» — это осовремененная цитата из древнерусской Ипатьевской летописи (в каком-то смысле блога XIII века), рассказывающей нам об итогах обороны Козельска: «От того времени татары не смеют называть этот город Козельском, но городом злым, так как семь недель не могли его взять и в той битве погибли три сына темников, тела которых не смогли найти во множестве трупов».
Спустя почти 787 лет об этих событиях нам рассказывает художественный фильм. Прежде чем пойти на него в кинотеатр, стоит задать себе вопрос: чем лично для меня является кинематограф? Потому что борьба художественного и идейного заложена в самой сути кино как искусства. С одной стороны, это отражение субъективного взгляда режиссера, а с другой — прекрасный ресурс для продвижения определенных идей. «Злой город» — это, конечно, попытка совместить историю и лирику.
С точки зрения историка, самый очевидный плюс фильма — стремление рассказать об этих событиях, так как тема монгольского нашествия на Русь, мягко говоря, не избалована вниманием. Причем получилось сделать это ярко: придать сухой хронике лица, свести вместе историю как науку и историю как жизнь.