Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

МонокльБизнес

В авиастроении сменился командный состав

Постоянный перенос сроков поставок современных отечественных самолетов спровоцировал принятие руководством страны кадровых решений

Николай Ульянов

МС-21 к 2030 году должен стать самым массовым полностью отечественным самолетом. Марина Лысцева/ТАСС

В двух корпорациях, составляющих основу стратегической для России авиастроительной отрасли, произошли кадровые изменения. Сменилось руководство в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Обе входят в госкорпорацию «Ростех», но импульс переменам в топ-менеджменте был дан на уровне высшего руководства страны.

И если руководитель ОДК пересел в кресло генерального ОАК, что рассматривается как повышение: из компании — поставщика двигателей он переместился в кресло руководителя компании, которая производит готовые изделия — самолеты, то глава ОАК расстался с отраслью.

Перемены в руководстве ОАК были ожидаемы, в том числе потому, что принятый правительством уже после начала СВО программный документ о развитии авиационной отрасли переписывался дважды. Главные корректировки касались количества российских воздушных судов, которые будут выпущены к 2030 году (их число в итоге уменьшилось), а также сроков производства самих самолетов: они переносятся на год-два вперед относительно даже недавних планов, заявленных ответственными лицами.

Перемена мест

Авиастроение для такой большой страны, как Россия, безусловно, значимая отрасль. Даже без учета ее военной составляющей, влияния на промышленность в целом, развития высоких технологий и их перетока в другие сектора, повышения престижа страны в глазах мирового сообщества, etc. авиационное сообщение в значительной степени определяет территориальную связность государства, его управляемость, сохранение контроля над регионами.

В мире не так много стран, имеющих собственное авиастроение. Еще меньше тех, кто может производить по полному циклу современные авиационные двигатели. Россия в их числе. Другое дело, что после развала СССР последовал и провал в авиа- и двигателестроении, а преодолеть кризис даже при наличии политической воли оказалось не так-то просто. Да, безусловно, авиадвигатель ПД-14 и создаваемое на его базе семейство силовых установок для регионального и дальнемагистрального широкофюзеляжного самолетов — это реальная заявка на успех (см. справку). Но хотя среди двигателестроителей и бытует поговорка «был бы мотор — полетит и забор», этого все-таки недостаточно для того, чтобы в стране было полноценное авиастроение: нужен и планер, и множество других систем.

Юрий Слюсарь, назначенный президентом врио губернатора Ростовской области, возглавлял ОАК с 2015 года. В ходе встречи с Владимиром Путиным он оценил свое новое назначение как «возможность вернуться на мою малую родину, на донскую землю, возглавить регион в этот непростой период». Отец Юрия Слюсаря Борис Слюсарь в 2000– 2014 годах был директором Ростовского вертолетного завода (входит в холдинг «Вертолеты России» из периметра «Ростеха»). Сам Юрий Слюсарь, окончивший юридический факультет МГУ, а затем Академию народного хозяйства при правительстве РФ, в 2003–2009 годах был коммерческим директором этого завода и некоторое время руководил комитетом вертолетных программ в «Оборонпроме» (входит в «Ростех»).

Юрий Слюсарь возвращается во власть. www.kremlin.ru

Затем он перешел на работу в Минпромторг, сначала возглавлял департамент авиационной промышленности, а затем, до назначения в ОАК, был заместителем министра — Дениса Мантурова. При Юрии Слюсаре в 2018 году ОАК вошла в состав «Ростеха».

Сегодня авиационная корпорация объединяет крупнейшие самолетостроительные активы страны, на которых выпускаются воздушные суда под брендами «МиГ», «Су», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», МС-21 и Superjet 100. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», чистый убыток компании по итогам прошлого года составил более 54,5 млрд рублей. В предыдущие три года (доступные данные) ОАК также фиксировала чистый убыток в размере от 30 млрд до 67 млрд рублей.

Вадим Бадеха, возглавивший ОАК вместо Юрия Слюсаря, перешел на эту должность из кресла генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации. ОДК занимается разработкой, серийным изготовлением и сервисом двигателей для военной и гражданской авиации (самолетов и вертолетов), космоса, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности (газоперекачивающие и насосные агрегаты) и энергетики (газовые турбины и газотурбинные установки). Корпорация объединяет конструкторские бюро и научные институты, производственные и сервисные предприятия. Общее число входящих в ОДК компаний — более 20.

Вадим Бадеха наработал опыт и в самолето-, и в двигателестроении. «Ростех»

С точки зрения финансовых результатов ОДК выглядит лучше, нежели ОАК: 2023 год двигателестроительная корпорация закончила с чистой прибылью в 11,5 млрд рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).

В ОДК Вадим Бадеха пришел в феврале прошлого года с должности генерального директора Уральского завода гражданской авиации, расположенного в Екатеринбурге. Этот завод он возглавлял с 2009 года, а в авиастроительной отрасли работал с 2006-го. Ранее получил юридическое образование, обучался по специальности «конструкция, проектирование и производство авиационных двигателей» в Самарском университете, работал на разных должностях в компаниях группы «Ренова».

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) занимается разработкой, производством и сервисом авиационной техники. В части самолетостроения УЗГА сосредоточился на самолетах местных авиалиний. В портфеле предприятия проект создания двухмоторного турбовинтового самолета «Ладога» для местных авиалиний вместимостью до 44 пассажиров и однодвигательного турбовинтового самолета «Байкал», который призван заменить Ан-2. В качестве двигателя для «Байкала» рассматривался H80-200 от General Electric. Однако затем по понятным причинам было решено использовать российский ВК-800 от «ОДК Климов», который для доводки и адаптации под «Байкал» был передан УЗГА.

Уральский завод также участвует в проекте создания еще одного самолета, получившего имя от названия озера — «Освей» (второе по величине в Беларуси озеро — Освейское). Это совместный проект с белорусским предприятием «558-й авиационный ремонтный завод» (558 АРЗ). «Освей» — двухдвигательный самолет, способный перевозить 19 пассажиров. Он должен будет заменить самолет L-410, который до 2018 года выпускался на УЗГА по лицензии чешской компании Aircraft Industries. На «Освей» планируется устанавливать два двигателя ВК-800. Проблема в том, что двигателя ВК-800 пока нет. И неизвестно, когда он появится, равно как нет информации о том, когда этот двигатель будет сертифицирован. В Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года (далее — Программа) указано, что в 2026 году будет произведено 25 этих двигателей. При этом в том же самом документе указано, что в 2025 году будет произведено пять самолетов «Байкал». Появление «Освея» ожидается в 2027 году в количестве 20 единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где русские хайвеи? Где русские хайвеи?

Как идет развитие автодорожной сети в России?

Монокль
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Где рождается свет Где рождается свет

Что такое Солнце? Газовый шар плотнее воды, мощнейший термоядерный реактор

Вокруг света
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Как поддержать близкого с ПТСР в острый момент: практическое руководство Как поддержать близкого с ПТСР в острый момент: практическое руководство

Практические шаги, которые помогут оказать поддержку при остром приступе ПТСР

Psychologies
В этом вся соль: из чего делают противогололедные реагенты и почему они плавят лед В этом вся соль: из чего делают противогололедные реагенты и почему они плавят лед

Из чего вообще сделана техническая соль и точно ли она безопасна для нас?

ТехИнсайдер
Прошлое, стертое с лица планеты: 5 утраченных памятников культурного наследия Прошлое, стертое с лица планеты: 5 утраченных памятников культурного наследия

Какие предметы культурного наследия были бесследно уничтожены?

ТехИнсайдер
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения

Почему сброшенные килограммы часто возвращаются?

ТехИнсайдер
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера

Сегодня все еще есть игры, в которые можно сыграть вдвоем на одном компьютере

CHIP
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Знаменитые пары с большой разницей в возрасте Знаменитые пары с большой разницей в возрасте

15 примеров, что любви все возрасты покорны

Maxim
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Как утильсбор на агротехнику превратился в аналог заградительных пошлин Как утильсбор на агротехнику превратился в аналог заградительных пошлин

Дорожающая техника негативно скажется на рентабельности аграриев

Forbes
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Как работают U-образные двигатели: да-да, вы прочитали правильно, это буква U Как работают U-образные двигатели: да-да, вы прочитали правильно, это буква U

Какие необычные моторы на U-образной конфигурации изобрели инженеры?

ТехИнсайдер
Брак нужнее мужчинам Брак нужнее мужчинам

Как женщины влияют на своих супругов?

Санкт-Петербургский университет
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
Открыть в приложении