Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

МонокльБизнес

В авиастроении сменился командный состав

Постоянный перенос сроков поставок современных отечественных самолетов спровоцировал принятие руководством страны кадровых решений

Николай Ульянов

МС-21 к 2030 году должен стать самым массовым полностью отечественным самолетом. Марина Лысцева/ТАСС

В двух корпорациях, составляющих основу стратегической для России авиастроительной отрасли, произошли кадровые изменения. Сменилось руководство в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Обе входят в госкорпорацию «Ростех», но импульс переменам в топ-менеджменте был дан на уровне высшего руководства страны.

И если руководитель ОДК пересел в кресло генерального ОАК, что рассматривается как повышение: из компании — поставщика двигателей он переместился в кресло руководителя компании, которая производит готовые изделия — самолеты, то глава ОАК расстался с отраслью.

Перемены в руководстве ОАК были ожидаемы, в том числе потому, что принятый правительством уже после начала СВО программный документ о развитии авиационной отрасли переписывался дважды. Главные корректировки касались количества российских воздушных судов, которые будут выпущены к 2030 году (их число в итоге уменьшилось), а также сроков производства самих самолетов: они переносятся на год-два вперед относительно даже недавних планов, заявленных ответственными лицами.

Перемена мест

Авиастроение для такой большой страны, как Россия, безусловно, значимая отрасль. Даже без учета ее военной составляющей, влияния на промышленность в целом, развития высоких технологий и их перетока в другие сектора, повышения престижа страны в глазах мирового сообщества, etc. авиационное сообщение в значительной степени определяет территориальную связность государства, его управляемость, сохранение контроля над регионами.

В мире не так много стран, имеющих собственное авиастроение. Еще меньше тех, кто может производить по полному циклу современные авиационные двигатели. Россия в их числе. Другое дело, что после развала СССР последовал и провал в авиа- и двигателестроении, а преодолеть кризис даже при наличии политической воли оказалось не так-то просто. Да, безусловно, авиадвигатель ПД-14 и создаваемое на его базе семейство силовых установок для регионального и дальнемагистрального широкофюзеляжного самолетов — это реальная заявка на успех (см. справку). Но хотя среди двигателестроителей и бытует поговорка «был бы мотор — полетит и забор», этого все-таки недостаточно для того, чтобы в стране было полноценное авиастроение: нужен и планер, и множество других систем.

Юрий Слюсарь, назначенный президентом врио губернатора Ростовской области, возглавлял ОАК с 2015 года. В ходе встречи с Владимиром Путиным он оценил свое новое назначение как «возможность вернуться на мою малую родину, на донскую землю, возглавить регион в этот непростой период». Отец Юрия Слюсаря Борис Слюсарь в 2000– 2014 годах был директором Ростовского вертолетного завода (входит в холдинг «Вертолеты России» из периметра «Ростеха»). Сам Юрий Слюсарь, окончивший юридический факультет МГУ, а затем Академию народного хозяйства при правительстве РФ, в 2003–2009 годах был коммерческим директором этого завода и некоторое время руководил комитетом вертолетных программ в «Оборонпроме» (входит в «Ростех»).

Юрий Слюсарь возвращается во власть. www.kremlin.ru

Затем он перешел на работу в Минпромторг, сначала возглавлял департамент авиационной промышленности, а затем, до назначения в ОАК, был заместителем министра — Дениса Мантурова. При Юрии Слюсаре в 2018 году ОАК вошла в состав «Ростеха».

Сегодня авиационная корпорация объединяет крупнейшие самолетостроительные активы страны, на которых выпускаются воздушные суда под брендами «МиГ», «Су», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», МС-21 и Superjet 100. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», чистый убыток компании по итогам прошлого года составил более 54,5 млрд рублей. В предыдущие три года (доступные данные) ОАК также фиксировала чистый убыток в размере от 30 млрд до 67 млрд рублей.

Вадим Бадеха, возглавивший ОАК вместо Юрия Слюсаря, перешел на эту должность из кресла генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации. ОДК занимается разработкой, серийным изготовлением и сервисом двигателей для военной и гражданской авиации (самолетов и вертолетов), космоса, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности (газоперекачивающие и насосные агрегаты) и энергетики (газовые турбины и газотурбинные установки). Корпорация объединяет конструкторские бюро и научные институты, производственные и сервисные предприятия. Общее число входящих в ОДК компаний — более 20.

Вадим Бадеха наработал опыт и в самолето-, и в двигателестроении. «Ростех»

С точки зрения финансовых результатов ОДК выглядит лучше, нежели ОАК: 2023 год двигателестроительная корпорация закончила с чистой прибылью в 11,5 млрд рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).

В ОДК Вадим Бадеха пришел в феврале прошлого года с должности генерального директора Уральского завода гражданской авиации, расположенного в Екатеринбурге. Этот завод он возглавлял с 2009 года, а в авиастроительной отрасли работал с 2006-го. Ранее получил юридическое образование, обучался по специальности «конструкция, проектирование и производство авиационных двигателей» в Самарском университете, работал на разных должностях в компаниях группы «Ренова».

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) занимается разработкой, производством и сервисом авиационной техники. В части самолетостроения УЗГА сосредоточился на самолетах местных авиалиний. В портфеле предприятия проект создания двухмоторного турбовинтового самолета «Ладога» для местных авиалиний вместимостью до 44 пассажиров и однодвигательного турбовинтового самолета «Байкал», который призван заменить Ан-2. В качестве двигателя для «Байкала» рассматривался H80-200 от General Electric. Однако затем по понятным причинам было решено использовать российский ВК-800 от «ОДК Климов», который для доводки и адаптации под «Байкал» был передан УЗГА.

Уральский завод также участвует в проекте создания еще одного самолета, получившего имя от названия озера — «Освей» (второе по величине в Беларуси озеро — Освейское). Это совместный проект с белорусским предприятием «558-й авиационный ремонтный завод» (558 АРЗ). «Освей» — двухдвигательный самолет, способный перевозить 19 пассажиров. Он должен будет заменить самолет L-410, который до 2018 года выпускался на УЗГА по лицензии чешской компании Aircraft Industries. На «Освей» планируется устанавливать два двигателя ВК-800. Проблема в том, что двигателя ВК-800 пока нет. И неизвестно, когда он появится, равно как нет информации о том, когда этот двигатель будет сертифицирован. В Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года (далее — Программа) указано, что в 2026 году будет произведено 25 этих двигателей. При этом в том же самом документе указано, что в 2025 году будет произведено пять самолетов «Байкал». Появление «Освея» ожидается в 2027 году в количестве 20 единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы в моде Мы в моде

Достаточно ли твердо отечественные модные марки стоят на ногах?

VOICE
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Сбор биометрии посеял панику Сбор биометрии посеял панику

Чем на самом деле угрожает сбор биометрических данных

Эксперт
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Нечетная горбуша Нечетная горбуша

Известную рыбу горбушу следует рассматривать как два отдельных вида

Знание – сила
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
К звёздам К звёздам

За унылым названием «гермообъект» стоит история прототипа межпланетного корабля

Наука и техника
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Плюс в карму Плюс в карму

Как влиять на свою судьбу и менять ход событий

Лиза
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении