Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

МонокльБизнес

В авиастроении сменился командный состав

Постоянный перенос сроков поставок современных отечественных самолетов спровоцировал принятие руководством страны кадровых решений

Николай Ульянов

МС-21 к 2030 году должен стать самым массовым полностью отечественным самолетом. Марина Лысцева/ТАСС

В двух корпорациях, составляющих основу стратегической для России авиастроительной отрасли, произошли кадровые изменения. Сменилось руководство в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Обе входят в госкорпорацию «Ростех», но импульс переменам в топ-менеджменте был дан на уровне высшего руководства страны.

И если руководитель ОДК пересел в кресло генерального ОАК, что рассматривается как повышение: из компании — поставщика двигателей он переместился в кресло руководителя компании, которая производит готовые изделия — самолеты, то глава ОАК расстался с отраслью.

Перемены в руководстве ОАК были ожидаемы, в том числе потому, что принятый правительством уже после начала СВО программный документ о развитии авиационной отрасли переписывался дважды. Главные корректировки касались количества российских воздушных судов, которые будут выпущены к 2030 году (их число в итоге уменьшилось), а также сроков производства самих самолетов: они переносятся на год-два вперед относительно даже недавних планов, заявленных ответственными лицами.

Перемена мест

Авиастроение для такой большой страны, как Россия, безусловно, значимая отрасль. Даже без учета ее военной составляющей, влияния на промышленность в целом, развития высоких технологий и их перетока в другие сектора, повышения престижа страны в глазах мирового сообщества, etc. авиационное сообщение в значительной степени определяет территориальную связность государства, его управляемость, сохранение контроля над регионами.

В мире не так много стран, имеющих собственное авиастроение. Еще меньше тех, кто может производить по полному циклу современные авиационные двигатели. Россия в их числе. Другое дело, что после развала СССР последовал и провал в авиа- и двигателестроении, а преодолеть кризис даже при наличии политической воли оказалось не так-то просто. Да, безусловно, авиадвигатель ПД-14 и создаваемое на его базе семейство силовых установок для регионального и дальнемагистрального широкофюзеляжного самолетов — это реальная заявка на успех (см. справку). Но хотя среди двигателестроителей и бытует поговорка «был бы мотор — полетит и забор», этого все-таки недостаточно для того, чтобы в стране было полноценное авиастроение: нужен и планер, и множество других систем.

Юрий Слюсарь, назначенный президентом врио губернатора Ростовской области, возглавлял ОАК с 2015 года. В ходе встречи с Владимиром Путиным он оценил свое новое назначение как «возможность вернуться на мою малую родину, на донскую землю, возглавить регион в этот непростой период». Отец Юрия Слюсаря Борис Слюсарь в 2000– 2014 годах был директором Ростовского вертолетного завода (входит в холдинг «Вертолеты России» из периметра «Ростеха»). Сам Юрий Слюсарь, окончивший юридический факультет МГУ, а затем Академию народного хозяйства при правительстве РФ, в 2003–2009 годах был коммерческим директором этого завода и некоторое время руководил комитетом вертолетных программ в «Оборонпроме» (входит в «Ростех»).

Юрий Слюсарь возвращается во власть. www.kremlin.ru

Затем он перешел на работу в Минпромторг, сначала возглавлял департамент авиационной промышленности, а затем, до назначения в ОАК, был заместителем министра — Дениса Мантурова. При Юрии Слюсаре в 2018 году ОАК вошла в состав «Ростеха».

Сегодня авиационная корпорация объединяет крупнейшие самолетостроительные активы страны, на которых выпускаются воздушные суда под брендами «МиГ», «Су», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», МС-21 и Superjet 100. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», чистый убыток компании по итогам прошлого года составил более 54,5 млрд рублей. В предыдущие три года (доступные данные) ОАК также фиксировала чистый убыток в размере от 30 млрд до 67 млрд рублей.

Вадим Бадеха, возглавивший ОАК вместо Юрия Слюсаря, перешел на эту должность из кресла генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации. ОДК занимается разработкой, серийным изготовлением и сервисом двигателей для военной и гражданской авиации (самолетов и вертолетов), космоса, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности (газоперекачивающие и насосные агрегаты) и энергетики (газовые турбины и газотурбинные установки). Корпорация объединяет конструкторские бюро и научные институты, производственные и сервисные предприятия. Общее число входящих в ОДК компаний — более 20.

Вадим Бадеха наработал опыт и в самолето-, и в двигателестроении. «Ростех»

С точки зрения финансовых результатов ОДК выглядит лучше, нежели ОАК: 2023 год двигателестроительная корпорация закончила с чистой прибылью в 11,5 млрд рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).

В ОДК Вадим Бадеха пришел в феврале прошлого года с должности генерального директора Уральского завода гражданской авиации, расположенного в Екатеринбурге. Этот завод он возглавлял с 2009 года, а в авиастроительной отрасли работал с 2006-го. Ранее получил юридическое образование, обучался по специальности «конструкция, проектирование и производство авиационных двигателей» в Самарском университете, работал на разных должностях в компаниях группы «Ренова».

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) занимается разработкой, производством и сервисом авиационной техники. В части самолетостроения УЗГА сосредоточился на самолетах местных авиалиний. В портфеле предприятия проект создания двухмоторного турбовинтового самолета «Ладога» для местных авиалиний вместимостью до 44 пассажиров и однодвигательного турбовинтового самолета «Байкал», который призван заменить Ан-2. В качестве двигателя для «Байкала» рассматривался H80-200 от General Electric. Однако затем по понятным причинам было решено использовать российский ВК-800 от «ОДК Климов», который для доводки и адаптации под «Байкал» был передан УЗГА.

Уральский завод также участвует в проекте создания еще одного самолета, получившего имя от названия озера — «Освей» (второе по величине в Беларуси озеро — Освейское). Это совместный проект с белорусским предприятием «558-й авиационный ремонтный завод» (558 АРЗ). «Освей» — двухдвигательный самолет, способный перевозить 19 пассажиров. Он должен будет заменить самолет L-410, который до 2018 года выпускался на УЗГА по лицензии чешской компании Aircraft Industries. На «Освей» планируется устанавливать два двигателя ВК-800. Проблема в том, что двигателя ВК-800 пока нет. И неизвестно, когда он появится, равно как нет информации о том, когда этот двигатель будет сертифицирован. В Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года (далее — Программа) указано, что в 2026 году будет произведено 25 этих двигателей. При этом в том же самом документе указано, что в 2025 году будет произведено пять самолетов «Байкал». Появление «Освея» ожидается в 2027 году в количестве 20 единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рынок жилья охлаждается, но неохотно Рынок жилья охлаждается, но неохотно

Квартирный рынок входит в этап развития, связанный с отменой льготной ипотеки

Монокль
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
Осваиваем Луну: кто побеждает в многолетней гонке за освоение спутника Земли Осваиваем Луну: кто побеждает в многолетней гонке за освоение спутника Земли

Кто станет лидером лунной гонки, ведь на пятки американцам наступает Китай?

ТехИнсайдер
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет» Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет»

Говорят, что мы выбираем мужей, похожих на наших отцов

Караван историй
Хорошо продуманное бессознательное Хорошо продуманное бессознательное

Как возник, что провозгласил и как был усвоен сюрреализм

Weekend
Как отучить себя осуждать других людей и почему при этом вам станет легче Как отучить себя осуждать других людей и почему при этом вам станет легче

Зачем люди осуждают друг друга?

Psychologies
Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим? Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим?

Деградация аккумуляторов оказалась значительно меньше, чем многие думали

ТехИнсайдер
Хорошо-то как! Хорошо-то как!

Как научиться получать удовольствие от простых вещей?

Лиза
Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела

Чухе Ким о голоде, эмиграции и любви к русской культуре

СНОБ
Почему нельзя покупать франшизу без спроса Почему нельзя покупать франшизу без спроса

Опрос действующих франчайзи бренда — один из обязательных этапов выбора франшизы

Forbes
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
У кредитов бизнесу отказали тормоза У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

Монокль
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего

Что такое искусство переговоров? Разбираем в теории и на практике

Forbes
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
5 ошибок в уборке, которые ставят ваш иммунитет под угрозу 5 ошибок в уборке, которые ставят ваш иммунитет под угрозу

Какие ошибки мы совершаем в уборке чаще всего?

ТехИнсайдер
Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Уют по-мужски Уют по-мужски

Элегантный и сдержанный интерьер для бизнесмена

SALON-Interior
Открыть в приложении