Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

МонокльБизнес

Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Три бизнес-кейса, доказывающих влияние городской атмосферы на дизайн

Берт Корк

Цвет настроения — черный. Монохром в Питере в моде вне зависимости от возраста и пола

Едва родившись, малый, еще совсем крохотный бизнес старается осознать свое место в этом мире — точнее говоря, на рынке. Пытается понять свою неповторимость. Какие бы финтифлюхи он ни производил, это должны быть самые лучшие, уникальные финтифлюхи. И каждый бизнесмен — художник: он так видит, и мы это категорически приветствуем. Но мы задались другим вопросом: влияет ли на конечный продукт то, что принято поэтично называть «гений места»? Как отражаются на облике бизнеса планировка улиц, архитектура, реки и мосты? За ответом мы отправились в самый стильный город России — Санкт-Петербург, неповторимому настроению которого посвящена значительная часть русской литературы, от Достоевского до Шнура. И попытались понять, как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе.

Снобизм без высокомерия

А ведь могла бы заниматься экологической экспертизой и выдавать заключения и разрешения при строительстве! Екатерина Капустина, коммерческий директор компании «Махаон» по производству кожгалантереи, коренная петербурженка, по образованию химик-технолог, окончила Санкт-Петербургский госуниверситет кино и телевидения, кафедра химической технологии и экологии. В «Махаон» она попала случайно: ее подруга, работавшая в этой компании директором по развитию, позвала помочь оформить выставку. Там она и познакомилась с владельцем «Махаона», своим будущим мужем.

Михаил приехал в Питер несколькими годами ранее из Архангельска, где у него было рекламное агентство «Махаон». Агентство он продал, а бренд забрал, оставалось только построить под него бизнес. В начале 2010-х он с другом попал на выставку рекламы в Москве. И там неожиданно понял, что некоторые важные мелочи делаются очень некачественно. Например, обложки для паспорта. Убогие, из винила, с тусклыми принтами, они так не понравились Михаилу, что по возвращении в Питер он решил заняться их производством из натуральной кожи, с полноценными принтами.

Бизнес начался с десяти тысяч рублей, на которые купили кусок кожи, нашли человека с принтером и попросили напечатать принты. Это был обычный принтер для бумаги, и его владелец вообще сомневался, что рисунок ляжет на кожу. Сегодня принты более специализированы под производство, но метод прямой экосольвентной печати остался неизменным. Экосольвент — это тип краски, которая не пахнет так сильно, как на обычных печатных производствах. Это одна из «фишечек» «Махаона» — их рисунки не пахнут, не пачкаются, не стираются и не утрачивают яркость.

Сделав небольшую партию, супруги-бизнесмены (к тому времени Екатерина уже работала в «Махаоне») холодными звонками стали распихивать ее по продавцам, и многие сначала посылали их подальше: «Никому это попугайство на паспорта не нужно, все хотят, как обычно, черно-коричневое». Принты брали из открытых источников, когда было возможно — находили правообладателя и выкупали права на особенно понравившийся принт.

Бизнес-модель была очень ограниченная — шить и печатать. Сделать обложку для паспорта технологически очень просто: надо вырезать прямоугольник из кожи, напечатать принт, подогнуть и прошить кармашки. Для супругов Капустиных было интереснее писать софт под свое небольшое производство, чем развивать его. И так было до тех пор, пока в 2013 году один из оптовых клиентов не сказал: «Блин, ребята, вы такие классные, а занимаетесь ерундой. Вот вам сумка — сшейте мне такую же?»

— Вы распороли сумку на составляющие? — удивляюсь я.

— Это красиво бы звучало, но нет. Мы наняли технолога, а они, глядя на продукт, могут сказать, как он скроен и сшит, и построить что-то подобное, — улыбается Катя. — Мы сделали первую сумку, и сейчас я понимаю, что она была посредственная, со множеством недоработок. Но это было десять лет назад. И сумки у нас быстро пошли в розницу.

Следующей высотой для компании стал пошив кошелька. Кажется, предмет незамысловатый, но по технологии его строить не менее, а иногда и более сложно, чем сумку, поэтому они часто соизмеримы по стоимости. Но к тому времени компания поверила в свои силы.

— Понимаете, сумки мы делаем простые, без большого количества карманов — под принт. Большие портмоне достаточно сложны в изготовлении, есть множество нюансов, мелких деталей, — объясняет Катя. — Например, одна из сложностей, ставших нашей «фишкой», — совпадение, совмещение рисунка, когда «крышка» с застежкой закрывает часть принта на основной поверхности. То есть изначально это были просто прямоугольные сумки, на которые мы потом научились добавлять внешние карманы так, чтобы состыковать их с рисунком.

После кошельков «Махаону» стало вообще ничего не страшно, и в 2016 году компания освоила производство рюкзаков. Сегодня компания выпускает порядка 60 тыс. разных артикулов — 4000 единиц товара в месяц. Но если брать одинаковые модели сумок, рюкзаков и портмоне, с разными принтами, а также обложки паспортов, кардхолдеры, ключницы и очечники, то наберется до 200 тыс. разных наименований. Всего на предприятии работает около 40 человек, из них 22 — пошивочный цех. Поначалу продукция распространялась на выставках, где «Махаон» знакомился со своими оптовиками, но с появлением маркетплейсов нераспроданные на выставках остатки стали отправлять на Wildberries.

— Мы шьем под заказ, и шьем просто, поэтому быстро, — говорит Катя. — У нас есть и маленькие сумочки кросс-боди, и огромные рюкзаки, с которыми можно ходить в поход. В прошлом феврале мы переехали из маленького помещения, где шили две тысячи единиц в месяц, удвоили выпуск, для нашей маленькой компании это был серьезный скачок. В идеале мы хотим расти на десять процентов в месяц. С оборотом цифры простые: если мы производим четыре тысячи при средней стоимости в тысячу рублей — один миллион в обороте. Маржинальность пытаемся удерживать на уровне тридцати процентов, но с увеличением объема, я думаю, скатимся до двадцати.

«Питерский вайб» в дизайне «Махаона» искать не надо — он прямо на сумках, портмоне и рюкзаках. И дело не только в банальных пейзажах Питера. Катя, коренная петербурженка, очень любит музеи. Поэтому она очень быстро додумалась до идеи коллаборации с Эрмитажем — выставлять в его бутиках свою продукцию с принтами картин, в нем же и висящих. Идеи, чтобы город представляла его же, города, качественная и стильная продукция, а не дешевая китайская «сувенирка». Эрмитаж эту идею сначала воспринял настороженно и согласился не сразу. Но согласился.

— Я понимаю, у них много предложений. Но мы пришли сразу с презентационной продукцией. Это была сумка со «Звездной ночью» Ван Гога. Все знают Ван Гога. И вот ты ходишь по музею, смотришь на Ван Гога, а потом выходишь и видишь его качественный принт на какой-то обыденной вещи. А на коже он выглядит совсем по-другому, чем картина на стене. И ты такой: «Вау!» — восторженно всплескивает руками Катя и улыбается: — «Звездная ночь» — один из самых популярных принтов до сих пор.

«Звездная ночь» Ван Гога — принт, переживший множество трендов

Для Эрмитажа «Махаон» делает специальные серии изделий под временные экспозиции — когда какую-то выставку привозят на ограниченное время. В Питере компания сотрудничает еще с музейными магазинами Фаберже. В Москве — с Бахрушинским музеем. Рязанская епархия заказывает продукцию с куполами своих храмов.

— Наверное, наша главная компетенция — умение выбирать принты, которые точно продадутся, — размышляет Катя. — Мы просто знаем. Мы сотрудничаем с иллюстраторами, они присылают, например, тридцать принтов. Мы выбираем десять, начинаем обсуждать их в рабочих группах, голосуем. Это то, что не автоматизировано, и вряд ли когда-нибудь будет.

Среди цветов популярны пионы, это вечная тема. Но возникают тренды и на приглушенные тона — так, в прошлом сезоне носили разные «Мельницы» Моне. С выходом на ВБ аудитория стала слегка попроще. Засмотрится женщина на пионы, станет листать сумки, увидит котика: «Боже мой! Это же Барсик!» Хотела трендовых пионов, а купила Барсика.

Из чисто питерских «фишек» «Махаон» выпускает принты с картинами местного художника Дмитрия Кустановича — у него своя галерея в самом центре Петербурга. Катя просто проходила однажды мимо, и ей понравились его бабочки, выполненные в необычной технике. Уже пристрелянным глазом она прицелилась и определила, что это будет продаваться. Сегодня «сумки Кустановича» — одно из узнаваемых направлений в линейке «Махаона».

«Бабочки Кустановича» — Екатерина Капустина с сумочкой с принтом картины петербургского художника

Простота формы сумок, яркие принты — это чисто питерское направление.

— Питерский стиль — он не про деньги. Мне кажется, он больше про красоту. Это не только красота вещей. Это красота во всех мелочах. Питерский стиль — про неторопливость, про вдумчивость.

— А питерский дизайн?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валя Карнавал: «Это было невероятно!» Валя Карнавал: «Это было невероятно!»

Валя Карнавал — о том, как стала ведущей огромного мероприятия

ЖАРА Magazine
Владимир Фокин: «Вячеслав Тихонов отказывался сниматься, просил: «Освободите меня, я так этого наелся!» Владимир Фокин: «Вячеслав Тихонов отказывался сниматься, просил: «Освободите меня, я так этого наелся!»

Владимир Фокин — о съемках фильма «ТАСС уполномочен заявить...»

Коллекция. Караван историй
Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель

Дирижер Филипп Чижевский — о музыке, путешествиях и эмоциях

СНОБ
Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей» Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей»

Художник Николай Полисский — о современном искусстве и побеге из города в село

РБК
Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы

Собираем все разбитые надежды геймеров.

Maxim
Мамина гордость: как властная мать почти разрушила карьеру звезды сборной Франции Мамина гордость: как властная мать почти разрушила карьеру звезды сборной Франции

Как родственные связи могут погубить карьеру звездного спортсмена Рабьо

Forbes
Во власти вещей Во власти вещей

Как получать удовольствие от покупок, но не впадать в крайности

Psychologies
Таиланд на любой вкус Таиланд на любой вкус

Гастрономическое путешествие по королевству в Юго-Восточной Азии

Добрые советы
Астрономы разрешили Земле пережить превращение Солнца в красного гиганта Астрономы разрешили Земле пережить превращение Солнца в красного гиганта

Земля может пережить расширение Солнца во время фазы красного гиганта

N+1
Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки

Глава из работы Жана-Луи Монсе «Большая книга Формулы-1»

СНОБ
BrahMos – самое могущественное оружие сдерживания Индии BrahMos – самое могущественное оружие сдерживания Индии

Непростой процесс совершенствования ракеты BrahMos

Обозрение армии и флота
Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы

«Откровение»: о несостоявшихся съемках в «Зимней вишне» и «Интердевочке»

СНОБ
Аргонавты Вселенной Аргонавты Вселенной

Фрагменты романа-утопии Александра Ярославского «Аргонавты Вселенной»

Наука и жизнь
Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира

ФИФА так и не удалось заключить выгодный контракт на клубный чемпионат мира

Forbes
Трудно пить богу Трудно пить богу

Как Алексей Герман снял фильм-запой

Weekend
10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин 10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин

Первые свидания все время заканчиваются неудачно?

Psychologies
11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают 11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают

Действительно ли произносящий слова о чувствах человек искренне нас любит?

Psychologies
От соблазнительницы до убийцы: 7 роковых женщин из кино, которые не боятся разрушать жизни От соблазнительницы до убийцы: 7 роковых женщин из кино, которые не боятся разрушать жизни

Собрали в подборку семь роковых леди кинематографа, способных на многое

Maxim
Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии

Ваш взгляд на автомир больше не будет прежним

Maxim
Губаны-чистильщики оценили размеры своего тела относительно других благодаря зеркалу Губаны-чистильщики оценили размеры своего тела относительно других благодаря зеркалу

Губаны-чистильщики способны формировать ментальный образ собственного тела

N+1
Мужчины и женщины, страдающие алкоголизмом, нуждаются в разном лечении Мужчины и женщины, страдающие алкоголизмом, нуждаются в разном лечении

Алкоголизм связан с гормонами и белками, которые отличаются у мужчин и женщин

ТехИнсайдер
Как правильно ухаживать за разделочными досками Как правильно ухаживать за разделочными досками

Поддержание досок в идеальном состоянии  — это не просто прихоть «красоты»

ТехИнсайдер
Руками трогать Руками трогать

Массаж лица: теория и практика

Новый очаг
Елизавета Базыкина Елизавета Базыкина

24-летняя звезда Театра на Бронной Елизавета Базыкина — артистка новой формации

Собака.ru
Два алтаря для одной жертвы Два алтаря для одной жертвы

Как героиня греческого мифа Ифигения из символа подвига стала символом отчаяния

Weekend
Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях

Почему важно воздерживаться от чересчур эмоциональных постов в соцсетях?

Psychologies
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
«Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне» «Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне»

Какая задача стояла перед секретными еврейскими коммандос в операции «Юбилей»

N+1
Ученые описали новую систему групп крови после 50 лет поисков Ученые описали новую систему групп крови после 50 лет поисков

Ученые описали новую систему групп крови. Она получила название MAL

ТехИнсайдер
Снимаем барьеры Снимаем барьеры

Как бороться с психологическими барьерами, мешающими жить полноценной жизнью

Лиза
Открыть в приложении