Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

МонокльИстория

Сага мужества и стойкости

Четыре года яростных схваток с врагом в Северной Атлантике, среди штормов и айсбергов, сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты. Общая опасность и противостояние врагу сделали их настоящими братьями по оружию. Вопреки интригам и маневрам политиков

Сергей Кисин

Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле».

Восемьдесят лет назад, 12 мая 1945 года, из Шотландии в СССР отправился конвой JW-67, ставший последним конвоем Второй мировой войны, шедшим по северному маршруту. За четыре года по нему было доставлено почти 4 млн тонн военных и стратегических грузов.

Ветер северный

Четырнадцатилетний Валентин Пикуль, будущий знаменитый писатель, служил юнгой на эсминце «Грозный» Северного флота. Позднее он так вспоминал о своем первом боевом походе с караваном в 1942 году, во время зимнего шторма: «Это был самый опасный трап на эсминце — в том месте, которое часто мыла волна. Но его не миновать, если хочешь попасть на мостик. Я все-таки угодил под накат, и как меня не сорвало тогда с трапа — до сих пор не понимаю. С горечью моря во рту, мгновенно прознобленный ветром, я миновал еще четыре трапа и выбрался на платформу мостика. Вот где качало! Внизу-то — шуточки, детский лепет. Амплитуда колебаний мостика была гораздо шире, нежели в низах корабля. Под забрызганным стеклом бесновато гуляла стрелка кренометра. Дойдет до упора и онемеет там, словно застряла. Сильный крен! С высоты мостика эсминец был похож на узкое длинное веретено, пронзающее бешеный хаос воды и холода».

В зимнее время на палубах, леерах, фальшбортах, трапах, орудиях намерзал соленый лед толщиной до 15 сантиметров. Из-за этого судно теряло остойчивость и при бортовой качке запросто могло перевернуться.

Первый участок пути — от портов на Восточном побережье США до Исландии или Шотландии, где находились перевалочные базы, — был сравнительно безопасным. Зато следующие две недели, особенно в Баренцевом море, проходили уже в плотном контакте с врагом. Здесь рыскали «волчьи стаи» подлодок кригсмарине, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы люфтваффе, а также главный кошмар союзников — фашистский линкор Tirpitz. Монстр водоизмещением 53,5 тыс. тонн с восемью 380-миллиметровыми орудиями главного калибра. И это не говоря уже о чисто природных катаклизмах высоких широт. Британский премьер Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле», а советский посол в Лондоне Иван Майский называл историю конвоев «сагой мужества и стойкости».

От мировой до мировой

Северный маршрут поставок был не нов для военного времени — он использовался еще в Первую мировую. Тогда доставка грузов не носила характер ленд-лиза, а шла в обе стороны: страны Антанты присылали в Россию вооружение и промышленное оборудование, в ответ на Запад отправлялось зерно. В декабре 1914 года было подписано соглашение, согласно которому через Русский банк внешней торговли наша страна обязалась поставить Франции 72 млн пудов пшеницы в качестве платы за военное имущество. После этого северные караваны стали регулярными.

Их защиту от германских субмарин взяли на себя суда британского Гранд-Флита, с осени 1916 года конвоировавшие корабли с грузами от норвежской границы до меридиана мыса Святой Нос у Горла Белого моря. Далее до Архангельска транспорты сопровождались русскими военными.

Конвои в первую очередь ориентировались на маломощный порт Архангельска, уже к 1915 году заваленный импортными грузами по обеим берегам Северной Двины. Порт Романов-на-Мурмане (с апреля 1917-го — Мурманск) начал работу лишь в конце 1916 года, но проложить нормально действующую железную дорогу через Кольский полуостров и Карелию до революции так и не смогли. Пока дорога строилась, союзный груз из романовского порта сначала на оленьих упряжках везли в Кандалакшу, оттуда двумя тысячами подвод доставляли в финский Рованиеми (тогда — территория Российской империи), а уже здесь перегружали в вагоны до Петрограда.

Путь долгий и изматывающий, но сухопутный и надежный. А вот морской переход уже тогда был весьма опасным. В первую очередь из-за вражеских мин: германский вспомогательный крейсер SMS Meteor в 1915 году установил на участке между кольской Йоканьгой и островом Сосновец 10 минных банок, по 27–30 мин в каждой. На них 29 мая 1915 года подорвался английский корабль Arendal, а вскоре еще несколько судов.

Из-за этого и англичане, и русские вынуждены были держать в беломорском Горле целые эскадры тральщиков, переоборудованных из торговых судов. Опыт совместных действий в северных конвоях периода Первой мировой войны очень пригодился союзникам во время Второй.

Первый арктический конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года

Физика и математика

Шестнадцатого июня 1940 года Германия полностью оккупировала Норвегию. Финляндия сохранила государственность, но выступила на стороне Гитлера. В результате в распоряжении кригсмарине оказалась вся океанская береговая линия Скандинавского полуострова, от Осло до Петсамо и Варангер-фьорда, с удобными гаванями и аэродромами. Главком кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер теперь имел возможность постоянно держать в Северной Атлантике крупные военно-морскую и военно-воздушную группировки, способные перехватить любые морские сообщения между союзниками.

Командующий советским Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко констатировал: «Соотношение сил на морском театре было не в нашу пользу. К началу войны гитлеровцы располагали против Северного флота 6-й флотилией новейших эскадренных миноносцев, состоявшей из пяти кораблей типа “Редер”, тремя норвежскими миноносцами типа “Стег”, норвежским минным заградителем типа “Гломан и Лауген”, вспомогательным крейсером “Бремзе” (около десяти тысяч тонн водоизмещением), шестью подводными лодками дальнего действия типа U-67, десятью норвежскими сторожевыми кораблями различных типов, десятью-пятнадцатью тральщиками, десятью сторожевыми катерами типа быстроходных морских охотников, а также вспомогательными судами, то есть имели в строю до пятидесяти боевых единиц — целый флот с подходящими базами, расположенными в удобных местах Варангер-фиорда (Киркенес, Варде и Вадсе) в непосредственной близости к нашим коммуникациям. Военноморским силам противника была придана специально предназначенная для действий на театре авиация с первоначальным общим количеством до 230 самолетов, рассредоточенных на аэродромах в Луостари, Киркенесе (Солдатбухт), Лаксельвене (Банак), Хебуктене, Тромсё, Бардуфосе, Нарвике, Буде».

К этому после начала войны следует добавить линкор Tirpitz, линейный крейсер Scharnhorst, тяжелые крейсеры Admiral Scheer, Lützow и Admiral Hipper, до 40 субмарин.

Противопоставить им Северный флот мог только восемь эсминцев (из которых два находились в ремонте, еще один, «Карл Либкнехт», — на капремонте в Архангельске), семь сторожевиков, два тральщика, 14 «морских охотников», 15 субмарин и 122 самолета. К тому же уже в начале войны были потеряны эсминец «Стремительный» и сторожевики «Пассат» и «Туман», переоборудованные из торговых судов.

Учитывая неравенство сил, Головко запретил своим подчиненным вступать в открытый бой с противником, используя наличные силы только для охраны конвоев, поддержки сухопутной обороны с моря огнем морских орудий и десантных операций. Главной ударной силой вице-адмирала стали субмарины. В этих условиях, как и 25 годами ранее, основная задача по охране северных конвоев легла на британский Королевский флот под командованием адмирала Джона Тови.

Арктическая рулетка

Адмирал Тови был настоящим англичанином. То есть терпеть не мог рисковать, но, как военный, беспрекословно подчинялся приказам. После огромных потерь флота в начале войны, фиаско в Норвегии и особенно после гибели своего флагмана, линейного крейсера HMS Hood, в поединке с немецким линкором Bismark в Датском проливе в мае 1941 года Тови крайне неохотно соглашался на схватки с кригсмарине. И уж тем более с «одноклассником» своего обидчика, линкором Tirpitz.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов «Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов

Закон о платформенной экономике: рынок ждёт правил для онлайн-торговли

Монокль
Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России

Ученые проанализировали влияние генеративного ИИ на задачи и профессии

Forbes
Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь

Откуда взялся сюжет «Ромео и Джульетты»? И зачем писать письмо героине Шекспира?

Караван историй
Какие ошибки снижают эффект лекарств Какие ошибки снижают эффект лекарств

Правила, чтобы лекарство принесло максимум пользы

Добрые советы
Ярлык на княжение Ярлык на княжение

Чем были ярлыки? Позорным ярмом русских князей или наградой?

Дилетант
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
«Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников» «Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников»

Каково было совершать паломничество на борту галеи

N+1
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Как молоко из символа здоровья стало предметом споров

Forbes
Все, о чем вы стеснялись спросить стоматолога: 10 вопросов об имплантации зубов Все, о чем вы стеснялись спросить стоматолога: 10 вопросов об имплантации зубов

Долго ли приживаются импланты зубов, насколько дорого их ставить и как ухаживать

ТехИнсайдер
Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему? Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему?

Почему кошкам вообще не следует пить молоко?

ТехИнсайдер
Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций

Как языковые модели помогают малым ресторанам конкурировать

Forbes
Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру

Глава из книги Ким Онхо «Книжные магазины»

Forbes
Узнать за 60 секунд Узнать за 60 секунд

Почему мы стремимся ускорить все процессы и как это влияет на наш мозг

Men Today
Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире

Самые впечатляющие подъемники, от которых захватывает дух

ТехИнсайдер
Всем построиться! Всем построиться!

Сергей Кузнецов охотно делится взглядом на архитектуру и урбанистику

Men Today
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Uber в образовании Uber в образовании

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

ТехИнсайдер
Красота у аппарата Красота у аппарата

Что стало драйвером развития рынка косметологических услуг

Ведомости
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
Насколько вы терпеливый человек? Психологический тест для самопознания Насколько вы терпеливый человек? Психологический тест для самопознания

Выберите свечу и узнайте, насколько вы терпеливы

ТехИнсайдер
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
Битва промптов Битва промптов

Баттл «промпт-инженер против обычного человека с нейросетью»

ТехИнсайдер
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Художницы с рюкзаками Художницы с рюкзаками

Как в поездках рождаются иллюстрации к детским книгам

Новый очаг
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Энергия вместо долга Энергия вместо долга

Как получилось, что США оказалась на грани дефолта?

Ведомости
Открыть в приложении