Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

МонокльИстория

Сага мужества и стойкости

Четыре года яростных схваток с врагом в Северной Атлантике, среди штормов и айсбергов, сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты. Общая опасность и противостояние врагу сделали их настоящими братьями по оружию. Вопреки интригам и маневрам политиков

Сергей Кисин

Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле».

Восемьдесят лет назад, 12 мая 1945 года, из Шотландии в СССР отправился конвой JW-67, ставший последним конвоем Второй мировой войны, шедшим по северному маршруту. За четыре года по нему было доставлено почти 4 млн тонн военных и стратегических грузов.

Ветер северный

Четырнадцатилетний Валентин Пикуль, будущий знаменитый писатель, служил юнгой на эсминце «Грозный» Северного флота. Позднее он так вспоминал о своем первом боевом походе с караваном в 1942 году, во время зимнего шторма: «Это был самый опасный трап на эсминце — в том месте, которое часто мыла волна. Но его не миновать, если хочешь попасть на мостик. Я все-таки угодил под накат, и как меня не сорвало тогда с трапа — до сих пор не понимаю. С горечью моря во рту, мгновенно прознобленный ветром, я миновал еще четыре трапа и выбрался на платформу мостика. Вот где качало! Внизу-то — шуточки, детский лепет. Амплитуда колебаний мостика была гораздо шире, нежели в низах корабля. Под забрызганным стеклом бесновато гуляла стрелка кренометра. Дойдет до упора и онемеет там, словно застряла. Сильный крен! С высоты мостика эсминец был похож на узкое длинное веретено, пронзающее бешеный хаос воды и холода».

В зимнее время на палубах, леерах, фальшбортах, трапах, орудиях намерзал соленый лед толщиной до 15 сантиметров. Из-за этого судно теряло остойчивость и при бортовой качке запросто могло перевернуться.

Первый участок пути — от портов на Восточном побережье США до Исландии или Шотландии, где находились перевалочные базы, — был сравнительно безопасным. Зато следующие две недели, особенно в Баренцевом море, проходили уже в плотном контакте с врагом. Здесь рыскали «волчьи стаи» подлодок кригсмарине, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы люфтваффе, а также главный кошмар союзников — фашистский линкор Tirpitz. Монстр водоизмещением 53,5 тыс. тонн с восемью 380-миллиметровыми орудиями главного калибра. И это не говоря уже о чисто природных катаклизмах высоких широт. Британский премьер Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле», а советский посол в Лондоне Иван Майский называл историю конвоев «сагой мужества и стойкости».

От мировой до мировой

Северный маршрут поставок был не нов для военного времени — он использовался еще в Первую мировую. Тогда доставка грузов не носила характер ленд-лиза, а шла в обе стороны: страны Антанты присылали в Россию вооружение и промышленное оборудование, в ответ на Запад отправлялось зерно. В декабре 1914 года было подписано соглашение, согласно которому через Русский банк внешней торговли наша страна обязалась поставить Франции 72 млн пудов пшеницы в качестве платы за военное имущество. После этого северные караваны стали регулярными.

Их защиту от германских субмарин взяли на себя суда британского Гранд-Флита, с осени 1916 года конвоировавшие корабли с грузами от норвежской границы до меридиана мыса Святой Нос у Горла Белого моря. Далее до Архангельска транспорты сопровождались русскими военными.

Конвои в первую очередь ориентировались на маломощный порт Архангельска, уже к 1915 году заваленный импортными грузами по обеим берегам Северной Двины. Порт Романов-на-Мурмане (с апреля 1917-го — Мурманск) начал работу лишь в конце 1916 года, но проложить нормально действующую железную дорогу через Кольский полуостров и Карелию до революции так и не смогли. Пока дорога строилась, союзный груз из романовского порта сначала на оленьих упряжках везли в Кандалакшу, оттуда двумя тысячами подвод доставляли в финский Рованиеми (тогда — территория Российской империи), а уже здесь перегружали в вагоны до Петрограда.

Путь долгий и изматывающий, но сухопутный и надежный. А вот морской переход уже тогда был весьма опасным. В первую очередь из-за вражеских мин: германский вспомогательный крейсер SMS Meteor в 1915 году установил на участке между кольской Йоканьгой и островом Сосновец 10 минных банок, по 27–30 мин в каждой. На них 29 мая 1915 года подорвался английский корабль Arendal, а вскоре еще несколько судов.

Из-за этого и англичане, и русские вынуждены были держать в беломорском Горле целые эскадры тральщиков, переоборудованных из торговых судов. Опыт совместных действий в северных конвоях периода Первой мировой войны очень пригодился союзникам во время Второй.

Первый арктический конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года

Физика и математика

Шестнадцатого июня 1940 года Германия полностью оккупировала Норвегию. Финляндия сохранила государственность, но выступила на стороне Гитлера. В результате в распоряжении кригсмарине оказалась вся океанская береговая линия Скандинавского полуострова, от Осло до Петсамо и Варангер-фьорда, с удобными гаванями и аэродромами. Главком кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер теперь имел возможность постоянно держать в Северной Атлантике крупные военно-морскую и военно-воздушную группировки, способные перехватить любые морские сообщения между союзниками.

Командующий советским Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко констатировал: «Соотношение сил на морском театре было не в нашу пользу. К началу войны гитлеровцы располагали против Северного флота 6-й флотилией новейших эскадренных миноносцев, состоявшей из пяти кораблей типа “Редер”, тремя норвежскими миноносцами типа “Стег”, норвежским минным заградителем типа “Гломан и Лауген”, вспомогательным крейсером “Бремзе” (около десяти тысяч тонн водоизмещением), шестью подводными лодками дальнего действия типа U-67, десятью норвежскими сторожевыми кораблями различных типов, десятью-пятнадцатью тральщиками, десятью сторожевыми катерами типа быстроходных морских охотников, а также вспомогательными судами, то есть имели в строю до пятидесяти боевых единиц — целый флот с подходящими базами, расположенными в удобных местах Варангер-фиорда (Киркенес, Варде и Вадсе) в непосредственной близости к нашим коммуникациям. Военноморским силам противника была придана специально предназначенная для действий на театре авиация с первоначальным общим количеством до 230 самолетов, рассредоточенных на аэродромах в Луостари, Киркенесе (Солдатбухт), Лаксельвене (Банак), Хебуктене, Тромсё, Бардуфосе, Нарвике, Буде».

К этому после начала войны следует добавить линкор Tirpitz, линейный крейсер Scharnhorst, тяжелые крейсеры Admiral Scheer, Lützow и Admiral Hipper, до 40 субмарин.

Противопоставить им Северный флот мог только восемь эсминцев (из которых два находились в ремонте, еще один, «Карл Либкнехт», — на капремонте в Архангельске), семь сторожевиков, два тральщика, 14 «морских охотников», 15 субмарин и 122 самолета. К тому же уже в начале войны были потеряны эсминец «Стремительный» и сторожевики «Пассат» и «Туман», переоборудованные из торговых судов.

Учитывая неравенство сил, Головко запретил своим подчиненным вступать в открытый бой с противником, используя наличные силы только для охраны конвоев, поддержки сухопутной обороны с моря огнем морских орудий и десантных операций. Главной ударной силой вице-адмирала стали субмарины. В этих условиях, как и 25 годами ранее, основная задача по охране северных конвоев легла на британский Королевский флот под командованием адмирала Джона Тови.

Арктическая рулетка

Адмирал Тови был настоящим англичанином. То есть терпеть не мог рисковать, но, как военный, беспрекословно подчинялся приказам. После огромных потерь флота в начале войны, фиаско в Норвегии и особенно после гибели своего флагмана, линейного крейсера HMS Hood, в поединке с немецким линкором Bismark в Датском проливе в мае 1941 года Тови крайне неохотно соглашался на схватки с кригсмарине. И уж тем более с «одноклассником» своего обидчика, линкором Tirpitz.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают» Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

Как оценивается состояние экономики и банковского сектора

Монокль
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Музей как знание, вымысел и предчувствие Музей как знание, вымысел и предчувствие

Как возникли первые музеи и причем тут музы?

Знание – сила
«Яды: между жизнью и смертью» «Яды: между жизнью и смертью»

Как появился первый пероральный антикоагулянт

N+1
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Help! SOS! Help! SOS!

Отдых на даче показан всем, но некоторым в ряде случаев — особенно. Вот они

КАНТРИ Русская азбука
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт

Как Гарри Кейн наконец-то отметил свое первое завоевание

Forbes
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
«В применении БАС должна появиться экономика» «В применении БАС должна появиться экономика»

Василий Шпак рассказал о смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов

Эксперт
Отпуск без проблем Отпуск без проблем

Как провести отпуск на радость себе и на пользу здоровью?

Лиза
Сталь & честь Сталь & честь

Рыцарство не умерло, оно просто ждало своего часа

ТехИнсайдер
Аллергия на весну Аллергия на весну

Медицина пересматривает представления о механизмах развития аллергии

Ведомости
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Россия признала вино Россия признала вино

Как развивается в России производство винной продукции

Ведомости
Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру» Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру»

Где этот островок надежды, радости, любви, где свет в конце того самого тоннеля?

Коллекция. Караван историй
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Ходить, плавать замедляться Ходить, плавать замедляться

15 путешествий, для которых не нужны визы

Afternoon Seasons of life
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите

Как обнаружили кандидата в экзотичный по свойствам транснептуновый объект

N+1
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
«Алхимики» на БАК все-таки превратили свинец в золото, но получилось очень мало «Алхимики» на БАК все-таки превратили свинец в золото, но получилось очень мало

Мечта средневековых алхимиков сбылась: ученые трансмутировали свинец в золото

ТехИнсайдер
Дачники Дачники

Почему дачная привязанность прочно вошла в культурный код русского человека?

Добрые советы
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Открыть в приложении