Продажи грузовиков в России падают. Почему?

МонокльАвто

Пробуксовка на грузовом маршруте

Продажи грузовиков в России падают. Пока это не свидетельствует о снижении экономической активности в стране: компании реагируют на изменение финансовых условий для бизнеса, а кроме того, происходит корректировка рынка после рекордного роста продаж в прошлом году

Алексей Грамматчиков

За 8 месяцев текущего года продажи грузовиков в России сократились почти на 10%, а по итогам августа они рухнули почти на треть по сравнению с прошлым годом. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

На 9,3% снизились продажи грузовых автомобилей (снаряженной массой свыше 3,5 тонны) в России по итогам восьми месяцев текущего года — до 84 тыс. штук, подсчитало объединение «АСМ-холдинг». В августе падение было еще больше — минус 32% по сравнению с августом 2023-го, было продано 11 тыс. автомобилей. Столь существенное сокращение спроса в конце лета — это, безусловно, тревожный сигнал для рынка.

В прошлом году продажи грузовых машин в РФ показали не просто выдающиеся показатели, а выехали на исторический рекорд со времен СССР. По данным «Автостата», в стране было реализовано 143,6 тыс. грузовиков, это на внушительные 70% больше, чем в 2022-м (см. график). Таким образом, рынок прыгнул выше самого результативного в постсоветский период года, 2012-го, когда было продано 129 тыс. грузовых автомобилей, результаты оказались соизмеримы с высшими достижениями страны во времена СССР — например, в конце 1980-х ежегодные продажи приближались к 200 тыс. единиц.

В 2023 году подпиткой спроса на грузовики стало развитие серьезных инфраструктурных проектов, рост жилищного и прочего строительства (в частности, благодаря строительству сильно вырос спрос на самосвалы). Произошел также резкий рост рынка логистических услуг, связанных с автомобильными перевозками: это и переориентация внешних автомобильных логистических маршрутов с более короткого западного пути на более продолжительный восточный, и увеличение грузопотока в целом во многих российских регионах. В частности, развитие логистики стимулирует спрос на седельные тягачи, которые тянут по трассам фуры. Но означает ли нынешнее падение продаж, что в стране стали меньше строить или перевозить меньше грузов? Это не так, просто есть ряд негативных факторов, которые заставили рынок нажать на педаль тормоза.

Дорогие мои грузовики

Традиционно приобретение грузовых машин и обновление автопарка рассматривается компаниями-перевозчиками как серьезный инвестиционный проект. И поэтому не случайно участники рынка жалуются на удорожание кредитов. «Основным фактором, повлиявшим на продажи грузовиков в 2024 году, стало повышение ключевой ставки ЦБ до 19 процентов, что ограничило доступность кредитов и лизинговых программ на покупку техники», — рассказывает Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko.

«Главной причиной снижения покупательной активности в сегменте грузовой техники является высокая ключевая ставка, основная часть закупок техники осуществляется с использованием финансового лизинга, а текущие ставки на грузоперевозки не позволяют активно применять данный инструмент финансирования, — подтверждает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic в России.

Представители бизнеса рассказывают, что из-за слишком дорогих кредитных денег не все автотранспортные компании справляются с лизинговыми платежами. Именно поэтому в последние месяцы на вторичном рынке грузовиков появилось много свежих машин, что оказывает негативное влияние на рынок новых машин. «Летом началось активное изымание техники лизинговыми компаниями, крупные предприятия не справляются с платежами и сдают технику, — констатирует Евгения Стрельцова, коммерческий директор компании BWG (официальный дистрибьютор грузовиков Sinotruсk). — На рынке сейчас много машин с пробегом, возраст которых не превышает двух лет. Это способствует падению продаж новых грузовиков — тягачей и среднетоннажных автомобилей».

Помимо этого большой проблемой и болью компаний остаются растущие цены. Они начали серьезно увеличиваться еще в пандемийном 2020 году (из-за этого годовые продажи тогда опустились ниже 75 тыс. единиц; см. график). Но и сейчас ситуация с ценами не меняется. По оценкам Национального агентства промышленной информации (НАПИ), по итогам первого квартала 2024 года средняя цена грузового автомобиля в России достигла 10 млн рублей, в то время как в первом квартале 2022 года она составляла 7,9 млн, в первом квартале 2023-го — 9 млн рублей. И цены продолжают расти, в том числе в результате действий регулятора. В прошлом году с целью защиты российских производителей он поднял ставку утилизационного сбора на грузовые машины на 25%, что привело к общему росту цен на рынке. В этом году повышают ряд акцизов и налогов на ввоз грузовиков из-за границы. Правда, пока за уплатой утилизационного сбора следят не строго, но в следующем году, как сообщает НАПИ, автовладельцам будут отказывать в постановке на учет грузовых машин, за которые не оплачен утильсбор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Привет, как дела, что делаешь? Привет, как дела, что делаешь?

Маяковский, Чехов или Булгаков: разгадай своего собеседника в мессенджере

VOICE
Без лишних предисловий: Каневский и Сулим Без лишних предисловий: Каневский и Сулим

Леонид Каневский и Саша Сулим — главная динамическая пара прямо сейчас

Собака.ru
Как выявить рак на ранней стадии: инструкция от врача-онколога Как выявить рак на ранней стадии: инструкция от врача-онколога

Шаги для минимизации риска возникновения и прогрессирования рака

Psychologies
И не друг, и не враг, а так: как ИИ-разработчики развивают этические стандарты И не друг, и не враг, а так: как ИИ-разработчики развивают этические стандарты

Как разработчики ИИ реализуют известный принцип «не навреди»

Forbes
Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты

Почему пьяные водители часто выживают в авариях?

ТехИнсайдер
Что такое «икигай», или как жить долго Что такое «икигай», или как жить долго

Что стоит за древним искусством «икигай», которое учит жить долго и счастливо

ТехИнсайдер
Западные равнинные гориллы поели трюфелей Западные равнинные гориллы поели трюфелей

Западные равнинные гориллы выкапывали трюфели из-под лесной подстилки

N+1
Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача? Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?

«Джокер: Безумие на двоих»: фильм, который одновременно восхищает и раздражает

Правила жизни
Инвестиции на автомате Инвестиции на автомате

Как устроены робоэдвайзеры и кому они нужны

Деньги
Путешествия Путешествия

Уникальные локации, эталонный сервис и необычные предложения в отелях мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
По кругу По кругу

На краю деревни, среди леса стоит дом, в который хочется привести каждого

Seasons of life
Легенда морей Легенда морей

«Легенда» уже нашего времени, в реальности которой нет никаких сомнений

Y Magazine
Раньше выйдешь на пенсию и сидишь на лавочке. А сейчас можно снова стать студенткой. Как реализовать себя на пенсии Раньше выйдешь на пенсию и сидишь на лавочке. А сейчас можно снова стать студенткой. Как реализовать себя на пенсии

Как оставаться активным в старшем возрасте, где искать для этого мотивацию?

СНОБ
Пригласите эксперта: зачем российские суды обращаются к специалистам Пригласите эксперта: зачем российские суды обращаются к специалистам

В российских судах заключение эксперта является крайне значимым доказательством

Forbes
Неподкупное содержание Неподкупное содержание

Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБ
Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы Разве этого мы ждали: топ-5 самых ужасных игр за последние годы

Собираем все разбитые надежды геймеров.

Maxim
Как перестать смущаться: 5 шагов для преодоления застенчивости Как перестать смущаться: 5 шагов для преодоления застенчивости

Практики по борьбе с застенчивостью, которые подходят большинству людей

Psychologies
Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу Эксперименты на колесах: от передвижников до хоккейного роуд-шоу

Как устроены «проекты на колесах», которые уже вошли в историю

Правила жизни
Трезвость особая Трезвость особая

«Москва — Петушки» как путь праведника

Weekend
«Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе «Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе

Где же именно возникает зависимость от работы?

Psychologies
Почему морскую свинку называют морской свинкой? Почему морскую свинку называют морской свинкой?

Как объяснить ребенку, почему грызуна назвали морской свинкой?

ТехИнсайдер
Хватит краснеть Хватит краснеть

Почему мы стали пить белое вино, да еще и большими глотками?

СНОБ
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
Мы в моде Мы в моде

Достаточно ли твердо отечественные модные марки стоят на ногах?

VOICE
Масличные пойдут в рост Масличные пойдут в рост

Урожай может сократиться, а цены на него — увеличиться

Агроинвестор
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
А вы знали? Вот как обтягивающая одежда может навредить вашему здоровью! А вы знали? Вот как обтягивающая одежда может навредить вашему здоровью!

Почему вам стоит убрать обтягивающую одежду из своего гардероба

ТехИнсайдер
Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины

Неудивительно, что Марианская впадина до сих пор таит свои секреты

ТехИнсайдер
Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю

Почему нам так больно расставаться с друзьями?

Forbes
На озеленение Красноярска: как устроен внебиржевой рынок «народных» облигаций На озеленение Красноярска: как устроен внебиржевой рынок «народных» облигаций

В чем особенность народных облигаций и почему они выгодны государству

Forbes
Открыть в приложении