Шесть российских стриминговых платформ, у которых есть будущее

МонокльКультура

Охота за интересным

Шесть довольно успешных онлайн-платформ снабжают нас неплохим кино. Но сделать кино, которое мы бы не забыли через неделю, пока никому из них не удалось

Андрей Полонский

«Майор Гром» — наш ответ вселенным с супергероями

Самые обаятельные собеседники часто признаются, что просьба «расскажи что-нибудь интересное!» часто ставит их в тупик. Категории «интересного» и «хорошего» — одни из самых условных не только в повседневной жизни, но и в культуре. Особенно если речь заходит о таком массовом развлечении, сложном производстве, прибыльном бизнесе и элитарном искусстве, как кино, — с его постоянно обновляющимися способами самопрезентации и распространения.

Конечно, можно считать признаком качества кассовые сборы фильма или награды на фестивалях, то есть корпоративное поощрение, но и здесь критерии настолько расходятся, что единой оценки нет и быть не может. Кино сорока- или пятидесятилетней давности, которое мы смотрим сейчас, скорее всего, не было популярным в те годы. Время меняет и критерии оценки, и сам подход.

В сети каталога

Постоянно расширяющиеся возможности интернета все больше уводят кино в сферу индивидуального досуга, частной жизни. Мы стали выбирать фильм почти так же, как книгу, превращая поход в кинотеатр в отдельное событие, выпадающее из повседневного круговорота. Домашний же экран, мерцающий глаз Всемирной паутины, оказался в этот круговорот идеально вписан — точно так же, как когда-то было вписано телевидение.

У интернета есть одно неоспоримое преимущество перед телевизором и кинозалом: зрителю кажется, что здесь он выбирает фильм сам. Это территория свободы, на которой — как всегда, когда речь заходит о свободе, — существуют свои обманки и ловушки.

Фактически интернет способен предложить все наследие мирового кинематографа по каталогу — от классики немых фильмов до новинок, выпущенных не только в Голливуде и Болливуде, но и в Тегеране или Буэнос-Айресе. Достаточно владеть искусством поиска — и современное кино, точно так же как музыка или текст, явится к тебе домой. В этом отношении и киноманы, и рядовые зрители могут быть совершенно спокойны. На их излюбленный вопрос «почему становится меньше интересных и хороших фильмов?» существует только один ответ.

Вы не там и не то ищете, господа.

Сделать и продать

Развитие потокового вещания столкнуло киноиндустрию с новыми вызовами еще в самом начале века. Сеть размывала аудиторию, в области авторских прав царил хаос. Одно за другим государства начали борьбу с интернет-пиратством — в законопослушном мире, где граждане привыкли за все платить, достаточно успешную.

Киноплатформы и стриминговые сервисы, специализирующиеся на кино, идеально вписались в пищевую цепочку между кинопроизводством и аудиторией. Они предлагали широкий выбор за вполне вменяемые деньги, обеспечивая легальность потребления и меняя сам подход к дистрибуции разнообразного кинопродукта. А их собственная продюсерская деятельность изменила пейзаж индустрии до неузнаваемости.

А что дома?

Появившиеся после 2013 года отечественные онлайн-кинотеатры не только сделали кино и сериалы более доступными — они еще и убрали оттуда навязчивую рекламу. Неожиданно появилась возможность просто смотреть хорошее кино дома, не злясь на долгие рекламные паузы по ТВ и не вглядываясь в мутные экранки пиратских сайтов. Во время пандемии такое легкодоступное счастье стало бесценным, и число подписчиков на десятке киноплатформ увеличилось в разы. То была золотая эра стриминга; столько кино, прежде всего голливудского, мы не потребляли никогда.

В 2022 году одним из результатов санкций стал уход с российского рынка Голливуда вместе с его контентом. Публика стала жаловаться, что «нечего смотреть». Нужно было искать выход.

«В 2020 году стриминги переживали золотой век — общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России выросла на рекордные 14 млрд руб. (это сопоставимо со всем оборотом отрасли в 2018 году) и составила 60,3 млрд руб. Динамике способствовали не только продолжающиеся из-за пандемии ограничения, но и выгодные предложения от стримингов, входящих в крупные экосистемы. А в 2022 году российский рынок онлайн-кинотеатров показывает худшую за всю историю динамику. Прирост выручки платформ составляет всего 5%. Кроме того, работу в России прекращают Netflix, отказавшийся от совместного с Россией сериала “Анна К”. Из-за отказа западных мейджоров продлевать контракты на старые библиотеки фильмов онлайн-кинотеатры теряют половину голливудского контента. Стриминги пытаются компенсировать это закупкой контента из Южной Кореи и Турции, который сразу же занимает лидирующие позиции в рейтингах», — писала корреспондент РБК Евгения Стогова.

Ей вторил и техноблогер Сергей Романов: «Все очень просто. За эти полтора года мы столкнулись с тем, что стриминги, к которым мы привыкли, лишились всего и смотреть там просто нечего. Я сам отменил подписку на несколько российских стриминговых сервисов просто потому, что понял: нет контента. А нам нужен контент! Если он будет, то никто не станет искать альтернативу».

Здесь интересны два предубеждения. Первое — что нам никогда не удастся заменить Голливуд собственным кинематографом. И второе — что кинематограф за пределами западного мира априори уступает европейскому и американскому. На фоне бума восточного кино по всему миру, острого интереса к Болливуду, Китаю, арабским странам, Латинской Америке и ЮАР подобного рода инерционные суждения, транслировавшие культурную ситуацию прошлого века, были на редкость «обаятельны для тех, кто понимает».

Однако последствия ухода голливудского формата удалось преодолеть на удивление быстро. Уже в 2023 году ситуация в корне поменялась. Вернулись подписчики, появился контент, журналисты стали много писать о хорошем российском кино, в том числе региональном, авторском, об оригинальных проектах киноплатформ. Можно было выдохнуть: наконец-то.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аскольд Акишин Аскольд Акишин

Современный российский комикс нельзя представить без Аскольда Акишина

Правила жизни
Отнюдь не проявление грусти: почему у кота слезятся глаза и когда стоит бить тревогу Отнюдь не проявление грусти: почему у кота слезятся глаза и когда стоит бить тревогу

Почему кошки иногда плачут?

ТехИнсайдер
Александр Пиперски: «Нейросети взломали систему человеческой коммуникации» Александр Пиперски: «Нейросети взломали систему человеческой коммуникации»

Как мы будем обмениваться информацией в век новых технологий

РБК
Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой

Как советские моряки неожиданно для себя оказались на озере Лох-Несс в 1944 году

ТехИнсайдер
Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет» Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет»

Актриса Анна Хилькевич уже вышла навстречу всему хорошему

VOICE
Синдром главного героя в психологии: признаки и как от него избавиться Синдром главного героя в психологии: признаки и как от него избавиться

Почему иногда люди ведут себя так, будто они главные герои фильма или сериала?

Psychologies
Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма

Вспоминаем, какой была ювелирная индустрия в конце «нулевых»

Forbes
Инвестиции на автомате Инвестиции на автомате

Как устроены робоэдвайзеры и кому они нужны

Деньги
Московская телегенция Московская телегенция

Telegram с человеческим лицом

Men Today
Астрономы отыскали самые длинные джеты у активной галактики Астрономы отыскали самые длинные джеты у активной галактики

Астрономы отыскали рекордно длинную систему джетов у активной галактики

N+1
Бизнес на вау-эффекте Бизнес на вау-эффекте

Какими факторами обусловлен бурный рост косметической компании «Гельтек»

Монокль
Анна Горбунова: «Счастье – это я» Анна Горбунова: «Счастье – это я»

Когда стоит идти к психологу и как найти своего специалиста

Лиза
Носить или не носить: правда ли, что ношение очков ослабляет зрение? Носить или не носить: правда ли, что ношение очков ослабляет зрение?

Ношение очков может еще больше ослабить зрение. Так ли это?

ТехИнсайдер
Яхта особого назначения Яхта особого назначения

Давайте посмотрим, что такого особенного в суперъяхте Eternal Spark

Y Magazine
«Золушка — это я» «Золушка — это я»

Екатерина Вилкова о теме сказок, сказочных ролях и чудесах в жизни

OK!
И снова стать собой! И снова стать собой!

Как вернуть вкус к жизни: 12 рабочих приемов против апатии

Лиза
Веселье без шумства Веселье без шумства

Как европейское искусство перестало бояться и полюбило вакханалии

Weekend
Секреты Софи Секреты Софи

Правила ухода со собой легендарной актрисы Софи Лорен

Лиза
На новой высоте На новой высоте

Квартира непростой архитектуры, с огромной антресолью и множеством несущих балок

Идеи Вашего Дома
Сиу-фактор: как Криштиану сделал своим командный жест «Реала» Сиу-фактор: как Криштиану сделал своим командный жест «Реала»

Как Криштиану Роналду искал свой фирменный стиль?

Forbes
На прожарке мне катастрофически некомфортно: интервью с Евгением Чебатковым На прожарке мне катастрофически некомфортно: интервью с Евгением Чебатковым

Евгений Чебатков: каково это — быть любимцем публики и объектом споров

СНОБ
Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария

Коллега говорит одно, а делает другое? Проходит мимо и не здоровается?

Psychologies
«Пушкинская 10»: из сквота в арт-кластер «Пушкинская 10»: из сквота в арт-кластер

«Пушкинская 10» — пространство свободы и искусства в самом центре Петербурга

Psychologies
Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно! Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно!

Как говорить с партнером, чтобы вас слышали и понимали

Psychologies
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Weekend
Кладовая России Кладовая России

Не обязательно иметь загранпаспорт, чтобы увидеть парящие горы Тяньцзи

Лиза
Плакун-трава Плакун-трава

Яркий акцент пейзажа, как вызов цветовому постоянству — это зацвёл дербенник!

Наука и жизнь
Мягкая сила Мягкая сила

Выбираем матрас для комфортного сна

Лиза
Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача? Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?

«Джокер: Безумие на двоих»: фильм, который одновременно восхищает и раздражает

Правила жизни
Опасный гипноз: как не попасть в руки к шарлатану Опасный гипноз: как не попасть в руки к шарлатану

Как выбрать мастера гипноза и кому доверить вторжение в собственную голову?

Psychologies
Открыть в приложении