Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

МонокльОбщество

Право на культурный дресс-код

Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

Елена Горбачева

Фото: DPA/TASS

Осенью 2002 года Россия переживала одни из самых черных дней своей новой истории: ичкерийские террористы под руководством Мовсара Бараева захватили и затем три дня удерживали заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. Из сорока боевиков половину составляли женщины. На многочисленных кадрах, обильно транслируемых телеканалами, «невесты Аллаха» в никабах с чужестранными надписями на ткани стояли позади мужчин в камуфляже, сидели в зале посреди заложников со взрывчаткой, прикрепленной к поясу, а после лежали, раскинув руки и выронив смертельные устройства.

Все последующее десятилетие Россия проведет под знаменем борьбы с невиданной ранее волной терроризма, лицо которого по большей части окажется женским, скрытым черной тканью.

Ту волну Россия пережила. Бандитское подполье в Чечне разгромлено, как было заявлено, в 2021 году. Но к этому времени весь мир познал десятки и сотни новых группировок радикального ислама. Черные знамена под брендом «Исламского государства»* едва не поглотили Ближний Восток. Укутанная с головой женщина вызывала затаенный ужас и едва скрываемое напряжение на улицах во множестве культур и на разных территориях.

Для России даже спустя без малого 22 года, прошедших после теракта на Дубровке, шахидка, обернутая в черные одеяния и с никабом на голове, будет самым выразительным его образом.

Кадры из лагеря Аль-Хол на севере Сирии, где содержатся члены семей боевиков ИГИЛ*, большинство из которых — женщины в черных никабах, стали таким же мощным визуальным символом радикального террора в глазах западного и мусульманского сообществ.

* Упомянутые в статье организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Имарат Кавказ» и др. признаны террористическими и экстремистскими и запрещены на территории России.

В итоге в ряде стран начали войну против никабов. Даже консервативная Саудовская Аравия в 2018 году законодательно отменила обязательное ношение в общественных местах никаба, а позже даже традиционного для арабских народов свободного платья, абайи.

В России же эта дискуссия возникла только сейчас. Впрочем, есть давнишний спор о праве на ношение хиджабов в государственных учреждениях, прежде всего учебных. По сей день на федеральном уровне не существует специального закона по этому вопросу, а администрация учебного заведения вправе сама определять внешний вид учащихся.

Если отталкиваться от той дискуссии, то она в основном лежала в религиозных рамках, а сторонники хиджабов обвиняли оппонентов в разжигании исламофобии. Никабы же, в представлении многих религиозных деятелей — что важно — не только из России, — вообще напрямую не связаны с исламом. А главный аргумент их запрета лежит совсем в иной плоскости: безопасности.

Часто тезис звучит и вовсе до предельного просто: «у нас так не принято», и есть некоторые сложности в том, каким образом можно было бы перевести это простое и понятное пожелание на строгий язык законодательства. Вопрос юридической защиты собственной культуры в демократических сообществах вообще решается чрезвычайно тяжело, вплоть до момента, когда, собственно, культура погибает под натиском молодых и агрессивных пришельцев из чуждого мира.

Наконец, все усложняет еще одно обстоятельство: для многих молодых мусульманок и даже не слишком религиозных жительниц Северного Кавказа никаб становится просто модным элементом одежды, а потому инициативы общественных деятелей они воспринимают уже как личную обиду, апеллируя к правам конституционным и просто женским.

Почему на улицах российских городов все чаще можно встретить никаб, откуда пошла эта мода и что об этом думают наши, российские мусульмане?

Теракт на Дубровке в 2002 году унес жизни 130 человек

Запретительные инициативы

Недавнее интервью главы СПЧ Валерия Фадеева «Парламентской газете» широко разлетелось по сети. Корреспондент задавал вопросы по болезненной нынче проблеме миграции, однако в интернете вспыхнула отдельная мысль, которая уместилась буквально в паре предложений: глава СПЧ выразил недоумение по поводу того, что никабы, полностью закрывающие лицо женщинам, запрещены даже в некоторых странах Центральной Азии, а в России — нет. «Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — добавил Фадеев.

Никабы давно ассоциируются у граждан России с терроризмом, причем и в мусульманских регионах, таких как Чечня. Казалось бы, уроки террора мы должны были хорошо выучить, а значит, никаких никабов в стране не могло появиться вовсе. Но они появляются все чаще, причем на улицах европейской части страны.

Возможно, прибывшие из среднеазиатских стран вместе с волной мигрантов, гонимые жесткими законами, включающими запрет на ношение некоторой одежды, подвернутых штанов и определенного вида бород, носители радикальных идеологий перебираются в нашу страну, где не встречают никаких ограничений. Такие проблемы, если долгое время их игнорировать, дадут о себе знать в самый неожиданный и напряженный момент для страны: теракт в концертном зале «Крокус сити-холл» тому яркий пример.

Уже через семь дней после интервью Фадеева в Госдуму был внесен законопроект, который наделял бы субъекты России и отдельные образовательные организации правом определять допустимость ношения в общественных местах либо учебных заведениях религиозной одежды или той, которая полностью или частично скрывает лицо. Автором целого пакета поправок в ряд ныне существующих законов — об образовании, о местном самоуправлении и так далее — стал депутат Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков. «Учитывая текущий высокий уровень террористических угроз (в ряде субъектов РФ введен бессрочный высокий, желтый, уровень террористической опасности), возникает необходимость в ограничении ношения одежды, скрывающей лицо, в общественных местах, поскольку человек с закрытым или частично закрытым лицом не может быть идентифицирован камерами видеонаблюдения», — указал Даванков в пояснительной записке к документу.

Законопроект почти сразу же подвергся критике. Депутат Госдумы от Чеченской Республики Адам Делимханов справедливо напомнил коллеге, что под определение религиозной одежды попадает также традиционный для православия платок, а свобода вероисповедания закреплена в российской Конституции. Даванков, в свою очередь, не менее справедливо напомнил о светском характере образования согласно той же самой Конституции, а также добавил, что этот вопрос ставит перед властью само общество. «Наступил момент, когда запросы к нам по этой теме набрали критическую массу», — написал он в своем телеграм-канале.

Чуть позже с законодательными инициативами выступил еще один депутат Госдумы, Михаил Матвеев. Он намеренно ушел от религиозных споров и предложил внести изменения в КоАП РФ в части установления ответственности за нахождение в общественных местах в виде, не позволяющем идентифицировать личность. «Посмотрю, как прописать в нем Дедов Морозов, которые не должны пострадать, защитить кепки с солнцезащитными очками и так далее, чтобы не создать случайно очередной репрессивный закон вместо закона о нашей безопасности и защите от черных радикалов», — пообещал он.

Откуда взялась мода на никаб

Если бы волна исламистского террора накрыла Россию не двадцать лет назад, а в наши дни, у потенциальных «невест Аллаха» был бы поистине богатый выбор, как и во что одеться. Сегодня сотни магазинов по всей стране и крупнейшие маркетплейсы предлагают своим покупателям химары, хиджабы, джильбабы, абайи и буркини производства Турции, Саудовской Аравии и Сирии. Представлены в коллекциях и никабы, и даже бурки, столь экзотические в наших широтах, причем не только в черном цвете.

Такие магазины можно встретить в регионах компактного проживания мусульман, будь то рынок «Садовод» или окрестности метро «Дубровка» в Москве, Казань или Махачкала. За последние годы сложилась целая индустрия фешен-магазинов мусульманской одежды в определенном стиле, и кажется, что это некое субкультурное направление, рассказал «Моноклю» Ринат Патеев, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.

«В беседах с нашими специалистами мы пришли к выводу, что появление никабов в современных условиях — это тренд на вполне определенную моду. Причем тренд на закрытие тела, на ношение свободных одежд есть в том числе и на Западе».

Эксперт не склонен думать, будто никаб и черную одежду носят исключительно ваххабитки, салафитки или желающие отправиться в «Исламское государство», но отмечает, что этот тренд действительно распространен в достаточно консервативных религиозных течениях, причем не только в салафитских, но и в суфийских объединениях и встречается во многих мусульманских странах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Магия кино Магия кино

Актриса Юлия Снигирь — о мистике и булгаковщине, спорах в творческой семье

VOICE
На что способна техника: как умные часы отслеживают качество нашего сна и стоит ли доверять их сведениям На что способна техника: как умные часы отслеживают качество нашего сна и стоит ли доверять их сведениям

Насколько безопасно на время сна оставлять на запястье смарт-часы?

ТехИнсайдер
Что испытывают люди с тревожным расстройством Что испытывают люди с тревожным расстройством

Взгляните на состояние постоянной тревоги изнутри

Psychologies
Почувствуй энергию Почувствуй энергию

Почему витальность так необходима нам для жизни?

Лиза
Просто красавица Просто красавица

Тина Кунаки — о преимуществах брака с Венсаном Касселем и роли соцсетей в мире

Tatler
7 ошибок, которые совершает каждый из нас при покупке и хранении куриных яиц 7 ошибок, которые совершает каждый из нас при покупке и хранении куриных яиц

Многие не знают, как правильно выбирать яйца и в каких условиях хранить

ТехИнсайдер
Голь на выдумки хитра Голь на выдумки хитра

На что шли советские женщины ради красоты

Лиза
Феномен «Белых роз»: 5 историй, которые учат видеть прекрасное даже в «плохих» вещах Феномен «Белых роз»: 5 историй, которые учат видеть прекрасное даже в «плохих» вещах

Можно ли с пользой для себя полюбить плохие вещи?

Psychologies
Легко ли быть Легко ли быть

Как Кшиштоф Кесьлёвский искал смысл в свободе человека

Weekend
5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество 5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество

Книги об экзоскелета, чипировании и не только

Maxim
Ай да роль! Российские актеры, сыгравшие Пушкина в кино – кто больше похож? Ай да роль! Российские актеры, сыгравшие Пушкина в кино – кто больше похож?

Кому из российских актеров удалось точнее других попасть в образ Пушкина

VOICE
15 лучших российских сериалов последних лет 15 лучших российских сериалов последних лет

Лучшие российские сериалы: от «Почки» до триллера с Иваном Янковским

Правила жизни
«Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов» «Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов»

«Румберг Кэпитал» — о новых возможностях на рынке инвестиций

Деньги
Муж в депрессии. 7 советов, как ему помочь Муж в депрессии. 7 советов, как ему помочь

В любом возрасте депрессия – это не признак слабости, а серьезное заболевание

Лиза
Роман Ротенберг Роман Ротенберг

Роман Ротенберг возглавляет команду-лидер Континентальной хоккейной лиги

Собака.ru
Носить велошлем или нет: простые плюсы и неочевидные минусы защиты для головы Носить велошлем или нет: простые плюсы и неочевидные минусы защиты для головы

Правда ли, что велосипедист, надевший шлем, ведет себя на дороге более опасно?

ТехИнсайдер
Не только древность: как познакомиться с современным Новгородом Не только древность: как познакомиться с современным Новгородом

Места в Великом Новгороде, которые покажут, чем он живет сейчас

ФедералПресс
Дарья Козлова Дарья Козлова

Первый проректор ИТМО и директор по образованию «Яндекса» Дарья Козлова

Собака.ru
Испорченный телефон: как защитить свое устройство от прослушки Испорченный телефон: как защитить свое устройство от прослушки

Как определить, есть ли лишние «уши» у вашего телефона и что делать, если да

ТехИнсайдер
Между вами только химия или вы действительно подходите друг другу: 4 вопроса, которые помогут разобраться Между вами только химия или вы действительно подходите друг другу: 4 вопроса, которые помогут разобраться

Залог долгих крепких отношений — общие интересы и стремления, а вовсе не страсть

Psychologies
Японские боги, Дикий Запад и огры. Мультфильмы-лауреаты премии «Оскар» Японские боги, Дикий Запад и огры. Мультфильмы-лауреаты премии «Оскар»

Самые интересные мультфильмы, которые стали лауреатами премии «Оскар»

СНОБ
Что такое вирт, чем опасен и стоит ли им заниматься Что такое вирт, чем опасен и стоит ли им заниматься

Секстинг, веб-кам — как обезопасить свои отношения в виртуальном пространстве?

РБК
Малярийный комар: как он выглядит, чем опасен и есть ли в России Малярийный комар: как он выглядит, чем опасен и есть ли в России

Почему малярийные комары в России почти не представляют опасности

РБК
Агитационный миф Агитационный миф

«Четыре души Койота»: как победить бледнолицых без Гойко Митича

Weekend
Калаш, гараж и бон вояж Калаш, гараж и бон вояж

«На автомате»: еще один фильм про пацанов на районе и гаражи в русской провинции

Weekend
Муж-итальянец, связь с сектой и поздняя беременность: непростой путь «фабричной девчонки» Сати Казановой Муж-итальянец, связь с сектой и поздняя беременность: непростой путь «фабричной девчонки» Сати Казановой

Как сложилась жизнь Сати Казановой

VOICE
Занавес! 6 типичных ошибок при выборе штор Занавес! 6 типичных ошибок при выборе штор

Правильно подобранные шторы отражают индивидуальность хозяйки. Как их выбрать?

Лиза
Как склеить купюру, чтобы ее приняли в магазине Как склеить купюру, чтобы ее приняли в магазине

Как собственноручно склеить бумажную купюру?

ТехИнсайдер
Анна Гусева Анна Гусева

Художник и режиссер Анна Гусева возглавила танцевальную труппу МА Dance

Собака.ru
«Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек» «Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек»

Великий ворон Куткынняку и переселение душ

N+1
Открыть в приложении