Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

МонокльОбщество

Право на культурный дресс-код

Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

Елена Горбачева

Фото: DPA/TASS

Осенью 2002 года Россия переживала одни из самых черных дней своей новой истории: ичкерийские террористы под руководством Мовсара Бараева захватили и затем три дня удерживали заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. Из сорока боевиков половину составляли женщины. На многочисленных кадрах, обильно транслируемых телеканалами, «невесты Аллаха» в никабах с чужестранными надписями на ткани стояли позади мужчин в камуфляже, сидели в зале посреди заложников со взрывчаткой, прикрепленной к поясу, а после лежали, раскинув руки и выронив смертельные устройства.

Все последующее десятилетие Россия проведет под знаменем борьбы с невиданной ранее волной терроризма, лицо которого по большей части окажется женским, скрытым черной тканью.

Ту волну Россия пережила. Бандитское подполье в Чечне разгромлено, как было заявлено, в 2021 году. Но к этому времени весь мир познал десятки и сотни новых группировок радикального ислама. Черные знамена под брендом «Исламского государства»* едва не поглотили Ближний Восток. Укутанная с головой женщина вызывала затаенный ужас и едва скрываемое напряжение на улицах во множестве культур и на разных территориях.

Для России даже спустя без малого 22 года, прошедших после теракта на Дубровке, шахидка, обернутая в черные одеяния и с никабом на голове, будет самым выразительным его образом.

Кадры из лагеря Аль-Хол на севере Сирии, где содержатся члены семей боевиков ИГИЛ*, большинство из которых — женщины в черных никабах, стали таким же мощным визуальным символом радикального террора в глазах западного и мусульманского сообществ.

* Упомянутые в статье организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Имарат Кавказ» и др. признаны террористическими и экстремистскими и запрещены на территории России.

В итоге в ряде стран начали войну против никабов. Даже консервативная Саудовская Аравия в 2018 году законодательно отменила обязательное ношение в общественных местах никаба, а позже даже традиционного для арабских народов свободного платья, абайи.

В России же эта дискуссия возникла только сейчас. Впрочем, есть давнишний спор о праве на ношение хиджабов в государственных учреждениях, прежде всего учебных. По сей день на федеральном уровне не существует специального закона по этому вопросу, а администрация учебного заведения вправе сама определять внешний вид учащихся.

Если отталкиваться от той дискуссии, то она в основном лежала в религиозных рамках, а сторонники хиджабов обвиняли оппонентов в разжигании исламофобии. Никабы же, в представлении многих религиозных деятелей — что важно — не только из России, — вообще напрямую не связаны с исламом. А главный аргумент их запрета лежит совсем в иной плоскости: безопасности.

Часто тезис звучит и вовсе до предельного просто: «у нас так не принято», и есть некоторые сложности в том, каким образом можно было бы перевести это простое и понятное пожелание на строгий язык законодательства. Вопрос юридической защиты собственной культуры в демократических сообществах вообще решается чрезвычайно тяжело, вплоть до момента, когда, собственно, культура погибает под натиском молодых и агрессивных пришельцев из чуждого мира.

Наконец, все усложняет еще одно обстоятельство: для многих молодых мусульманок и даже не слишком религиозных жительниц Северного Кавказа никаб становится просто модным элементом одежды, а потому инициативы общественных деятелей они воспринимают уже как личную обиду, апеллируя к правам конституционным и просто женским.

Почему на улицах российских городов все чаще можно встретить никаб, откуда пошла эта мода и что об этом думают наши, российские мусульмане?

Теракт на Дубровке в 2002 году унес жизни 130 человек

Запретительные инициативы

Недавнее интервью главы СПЧ Валерия Фадеева «Парламентской газете» широко разлетелось по сети. Корреспондент задавал вопросы по болезненной нынче проблеме миграции, однако в интернете вспыхнула отдельная мысль, которая уместилась буквально в паре предложений: глава СПЧ выразил недоумение по поводу того, что никабы, полностью закрывающие лицо женщинам, запрещены даже в некоторых странах Центральной Азии, а в России — нет. «Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — добавил Фадеев.

Никабы давно ассоциируются у граждан России с терроризмом, причем и в мусульманских регионах, таких как Чечня. Казалось бы, уроки террора мы должны были хорошо выучить, а значит, никаких никабов в стране не могло появиться вовсе. Но они появляются все чаще, причем на улицах европейской части страны.

Возможно, прибывшие из среднеазиатских стран вместе с волной мигрантов, гонимые жесткими законами, включающими запрет на ношение некоторой одежды, подвернутых штанов и определенного вида бород, носители радикальных идеологий перебираются в нашу страну, где не встречают никаких ограничений. Такие проблемы, если долгое время их игнорировать, дадут о себе знать в самый неожиданный и напряженный момент для страны: теракт в концертном зале «Крокус сити-холл» тому яркий пример.

Уже через семь дней после интервью Фадеева в Госдуму был внесен законопроект, который наделял бы субъекты России и отдельные образовательные организации правом определять допустимость ношения в общественных местах либо учебных заведениях религиозной одежды или той, которая полностью или частично скрывает лицо. Автором целого пакета поправок в ряд ныне существующих законов — об образовании, о местном самоуправлении и так далее — стал депутат Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков. «Учитывая текущий высокий уровень террористических угроз (в ряде субъектов РФ введен бессрочный высокий, желтый, уровень террористической опасности), возникает необходимость в ограничении ношения одежды, скрывающей лицо, в общественных местах, поскольку человек с закрытым или частично закрытым лицом не может быть идентифицирован камерами видеонаблюдения», — указал Даванков в пояснительной записке к документу.

Законопроект почти сразу же подвергся критике. Депутат Госдумы от Чеченской Республики Адам Делимханов справедливо напомнил коллеге, что под определение религиозной одежды попадает также традиционный для православия платок, а свобода вероисповедания закреплена в российской Конституции. Даванков, в свою очередь, не менее справедливо напомнил о светском характере образования согласно той же самой Конституции, а также добавил, что этот вопрос ставит перед властью само общество. «Наступил момент, когда запросы к нам по этой теме набрали критическую массу», — написал он в своем телеграм-канале.

Чуть позже с законодательными инициативами выступил еще один депутат Госдумы, Михаил Матвеев. Он намеренно ушел от религиозных споров и предложил внести изменения в КоАП РФ в части установления ответственности за нахождение в общественных местах в виде, не позволяющем идентифицировать личность. «Посмотрю, как прописать в нем Дедов Морозов, которые не должны пострадать, защитить кепки с солнцезащитными очками и так далее, чтобы не создать случайно очередной репрессивный закон вместо закона о нашей безопасности и защите от черных радикалов», — пообещал он.

Откуда взялась мода на никаб

Если бы волна исламистского террора накрыла Россию не двадцать лет назад, а в наши дни, у потенциальных «невест Аллаха» был бы поистине богатый выбор, как и во что одеться. Сегодня сотни магазинов по всей стране и крупнейшие маркетплейсы предлагают своим покупателям химары, хиджабы, джильбабы, абайи и буркини производства Турции, Саудовской Аравии и Сирии. Представлены в коллекциях и никабы, и даже бурки, столь экзотические в наших широтах, причем не только в черном цвете.

Такие магазины можно встретить в регионах компактного проживания мусульман, будь то рынок «Садовод» или окрестности метро «Дубровка» в Москве, Казань или Махачкала. За последние годы сложилась целая индустрия фешен-магазинов мусульманской одежды в определенном стиле, и кажется, что это некое субкультурное направление, рассказал «Моноклю» Ринат Патеев, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.

«В беседах с нашими специалистами мы пришли к выводу, что появление никабов в современных условиях — это тренд на вполне определенную моду. Причем тренд на закрытие тела, на ношение свободных одежд есть в том числе и на Западе».

Эксперт не склонен думать, будто никаб и черную одежду носят исключительно ваххабитки, салафитки или желающие отправиться в «Исламское государство», но отмечает, что этот тренд действительно распространен в достаточно консервативных религиозных течениях, причем не только в салафитских, но и в суфийских объединениях и встречается во многих мусульманских странах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лоскут, игрушка, одеяло Лоскут, игрушка, одеяло

Создатели семейного бренда Galka исследуют образ дома

Seasons of life
Экономике Дальнего Востока нужны роботы Экономике Дальнего Востока нужны роботы

Новая роль Дальнего Востока в преобразовании цепей поставок

ФедералПресс
Классика для молодёжи Классика для молодёжи

Комфортный современный интерьер на классической основе для молодых людей

SALON-Interior
«В факторинге по-другому: забираешь свои деньги и уже никому их не отдаешь» «В факторинге по-другому: забираешь свои деньги и уже никому их не отдаешь»

Игорь Лысенко о том, как изменился рынок факторинга за десять лет

Деньги
Три крутые функции дейтинг-приложений, которыми пора начать пользоваться Три крутые функции дейтинг-приложений, которыми пора начать пользоваться

Новый уровень онлайн-знакомств!

Playboy
В духе Кандинского В духе Кандинского

Квартира-путешествие в стиле живописи Василия Кандинского

Идеи Вашего Дома
Что нельзя делать при стирке постельного белья: 10 ошибок, которые быстро состарят твои простыни Что нельзя делать при стирке постельного белья: 10 ошибок, которые быстро состарят твои простыни

Эксперты рассказали, как правильно стирать постельное белье

VOICE
Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача» Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача»

Как клиенты банков приходят к пониманию, что время дороже золота?

СНОБ
Книги на перепутье Книги на перепутье

Здесь книги и вещи как будто на перепутье, но однажды они найдут свое место

Seasons of life
Вопросы «ЖАРА MAG» Вопросы «ЖАРА MAG»

В эфире вопросы Кате Адушкиной и Саше Stone

ЖАРА Magazine
История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке! История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке!

Фермер нашел на своем участке один из знаменитых мечей Ульфберта

ТехИнсайдер
Сила леса. Как сделать отдых на природе максимально полезным для организма Сила леса. Как сделать отдых на природе максимально полезным для организма

Лес не только отвлекает от городской суеты, но и оздоравливает

Лиза
Шимпанзе верно оценили вероятности Шимпанзе верно оценили вероятности

Шимпанзе способны решать задачу двух чашек

N+1
Роман Ротенберг Роман Ротенберг

Роман Ротенберг возглавляет команду-лидер Континентальной хоккейной лиги

Собака.ru
Сонные девяностые Сонные девяностые

«Только течет река»: крепкий китайский нуар

Weekend
Блины-скородумки, перепеча и кундюбки: чем кормили в русских трактирах XIX века Блины-скородумки, перепеча и кундюбки: чем кормили в русских трактирах XIX века

Вкусный гид по традиционным блюдам дореволюционной столицы

ТехИнсайдер
Алена Хмельницкая: «Я не впаду в истерику и не стану рвать на себе волосы: «Все кончено!» Алена Хмельницкая: «Я не впаду в истерику и не стану рвать на себе волосы: «Все кончено!»

Жизнь побеждает совершенно неизвестным науке способом

Караван историй
Галактика по имени Майя Галактика по имени Майя

Майя Плисецкая — легенда Большого театра, женщина-эпоха

OK!
Как понять, что вы мало двигаетесь Как понять, что вы мало двигаетесь

Признаки, которые указывают на то, что вам нужно больше двигаться

ТехИнсайдер
Юрий Музыченко Юрий Музыченко

Музыкант, актер театра «Лицедеи»‎ и фронтмен группы The Hatters Юрий Музыченко

Собака.ru
Инвесторов поманило долгами Инвесторов поманило долгами

Облигации привлекают высоким уровнем ставок

Деньги
10 цитат Леонида Каневского о тру-крайме, популярности и ценности дружбы 10 цитат Леонида Каневского о тру-крайме, популярности и ценности дружбы

Делимся главными инсайтами легендарного ведущего программы «Следствие вели…»

Psychologies
Это не то,что вы подумали: страпонтен, клитория, епитрахиль — слова, за которые вам не должно быть стыдно Это не то,что вы подумали: страпонтен, клитория, епитрахиль — слова, за которые вам не должно быть стыдно

О словах, за которые вам не должно быть стыдно, пусть и звучат они забавно

ТехИнсайдер
Как не сойти с ума от рабочих чатов: 5 важных шагов Как не сойти с ума от рабочих чатов: 5 важных шагов

Почему избыток рабочих чатов может привести к выгоранию

Psychologies
Редкие австралийские лягушки погрелись в мини-саунах и излечились от смертельного грибка Редкие австралийские лягушки погрелись в мини-саунах и излечились от смертельного грибка

Необычный способ защитить золотистых литорий от смертельного хитридиевого грибка

N+1
В атмосфере любви В атмосфере любви

Это гостеприимное пространство дизайнер создала для своих близких

Идеи Вашего Дома
Больше половины россиян в крупных городах уже пользуются устройствами умного дома Больше половины россиян в крупных городах уже пользуются устройствами умного дома

Россияне всё больше используют устройства умного дома

Forbes
Федор Федотов Федор Федотов

Актера Федора Федотова мы полюбили за самые разные роли

Собака.ru
Принятие женского тела и протесты в Иране: феминистская повестка Канн-2024 Принятие женского тела и протесты в Иране: феминистская повестка Канн-2024

Как Канны-2024 отображают глобальный тренд в мировом кино

Forbes
Как отучить кошку царапать мебель: 7 советов профессионалов Как отучить кошку царапать мебель: 7 советов профессионалов

Как оградить мебель от лохматого вредителя... Ой, то есть от домашнего любимца!

VOICE
Открыть в приложении