Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

МонокльАвто

Электрическое сопротивление

Динамика глобального распространения электромобилей замедляется. Развитые страны из-за экономических сложностей сокращают поддержку этого вида транспорта, при этом сами машины на батарейках по-прежнему дороги и неудобны для потребителя. Значит ли это, что эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться?

Алексей Грамматчиков

Продажи электромобилей в прошлом году достигли 9,8 млн штук, это 11% от глобальных продаж новых авто

Пышные похороны традиционным автомобилям в развитых странах устраивают уже давно. Но наступление светлой эры электрического автотранспорта как минимум откладывается: мировые продажи электромобилей все еще в плюсе, но динамика их роста существенно замедляется, не оправдывая прогнозы.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА) и консалтинговой компании Strategy Partners, в 2023 году в мире было продано 9,8 млн «чистых» электромобилей (Battery electric vehicles, BEV) — аккумуляторных авто, которые передвигаются только на электрической тяге, без учета так называемых подключаемых гибридов PHEV. Это на 27% больше, чем в 2022 году, когда было продано 7,7 млн BEV. Прирост существенный, однако такая динамика в два с половиной раза ниже, чем в 2022-м (67%), и почти втрое ниже, чем в 2021-м (77%; см. график 1). В текущем году глобальные продажи BEV будут и дальше замедляться: аналитики предсказывают, что в лучшем случае прирост составит 20%. Это отдаляет время наступления тотального распространения электрокаров.

Если учесть, что всего по итогам прошлого года в мире было продано порядка 90 млн новых авто, доля BEV в продажах составила порядка 11%. Неплохое достижение, если учесть, что еще три года назад, в 2020-м, доля электрокаров в продажах новых машин в мире была более чем вдвое меньше и составляла около 5%. Но от машин на батарейках ожидали большего. Например, глава МЭА Фарих Бирол еще не так давно уверенно прогнозировал, что к 2030 году доля электрокаров сможет смело перешагнуть отметку 50% от всех продаж новых авто в мире. Теперь же эти ожидания выглядят преувеличенными. И уж тем более остается несущественной доля электромобилей в общем мировом автопарке. Если принять во внимание, что общее число автомобилей в мире сейчас оценивается примерно в 1,5 млрд единиц, парк электрических машин сейчас едва дотягивает до 2% от этого показателя. Ранее МЭА прогнозировало, что к 2030 году парк электрокаров достигнет порядка 12% всех машин в мире, и эти прогнозы, опять-таки, вряд ли сбудутся.

Темпы производства и продаж новых электромобилей замедляются, сейчас уже кажутся нереалистичными планы, что к 2030 году машины на батарейках смогут занять до 50% всего мирового рынка новых машин

Протестные настроения

В последние месяцы охлаждение энтузиазма ведущих автопроизводителей в отношении электрического будущего мирового автопрома усилилось. Например, автомобильная марка Jaguar ранее обещала с 2025 года полностью прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), к 2030 году это планировали сделать Volvo, Mercedes-Benz, Ford Europe, Stellantis Europe, к 2033 году — Volkswagen, к 2035-му — General Motors, BMW, Audi, Toyota Europe.

Но сейчас автокорпорации меняют эти планы. Например, обещание полностью перейти на выпуск электрокаров отозвала Mercedes-Benz, которая объявила о возобновлении исследовательской деятельности в области традиционных ДВС. О нежелании отказываться от ДВС недавно резко заявил глава BMW Оливер Ципсе: выступая на деловом форуме «Рейнско-майнская бизнес-инициатива», глава баварской автокорпорации не только отказался назвать точный срок отказа от традиционных авто, но даже дерзнул вообще поставить под вопрос целесообразность их запрета, подчеркнув, что у покупателя должна быть свобода выбора.

Свой электромобильный проект закрывает американских хайтек-гигант Apple, который осуществлял инвестиции в это направление около десяти лет. Впервые с 2020 года рухнули продажи электромобилей Tesla: за январь– март 2024-го корпорация продала во всем мире 386 тыс. авто, и это не только существенно ниже прогнозов (450 тыс. штук), но и на 20% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Из-за столь существенного падения продаж акции ведущего американского производителя электрокаров в этом году упали почти на треть. Чтобы подстегнуть спрос, Tesla в очередной раз снизила цены на свою продукцию, с помощью снижения цен пытаются сбыть накопившиеся склады электрокаров также Ford, General Motors, MercedesBenz.

Падают акции и других американских производителей электрокаров: например, более чем на 40% в этом году рухнула стоимость бумаг американской компании Rivan, более чем на 30% — другого американского стартапа, Lucid. Невеселый инвестиционный настрой и в Европе: например, Renault отменила IPO своего подразделения электромобилей Ampere, а Volkswagen притормозил инвестиции в свое дочернее предприятие по производству аккумуляторов PowerCo. Как известно, ранее Еврокомиссия постановила, что с 2035 года в ЕС не будут продаваться автомобили с ДВС, однако высока вероятность, что, прежде всего по инициативе Германии, это решение скоро будет пересматриваться.

Бодрым темпом в электрическое будущее движется только Китай: по прогнозу BloombergNEF, в текущем году в КНР будет продано рекордное количество электрокаров — почти 10 млн (включая авто на батареях BEV и подключаемые гибриды PHEV). Таким образом, шесть из десяти произведенных в мире электромобилей в этом году будут произведены в Поднебесной, а доля электрокаров на китайском рынке новых авто достигнет рекордных 38%.

Ведущие германские автопроизводители, например BMW, заявляют, что они не намерены закрывать производство традиционных авто и хотят давать потребителям право выбора

Дорогое удовольствие

Ключевых факторов глобального торможения электрической мобильности несколько. Во-первых, сам по себе электрокар — это все еще дорогое удовольствие. Например, по данным EV Database, в Германии электрическая модель Volkswagen ID.4 Pro сейчас стоит в среднем 46,3 тыс. евро, в Великобритании модель Tesla Model Y предлагается за эквивалент 52,2 тыс. евро, в Нидерландах компактная Renault Zoe — за 34,8 тыс. евро. Это в среднем на 30–40% дороже машин с ДВС.

Причина высокой стоимости электромобилей — все еще дорогие аккумуляторы, на которые приходится порядка 40% цены электрокара. Да, цены на литий-ионные аккумуляторы в свое время серьезно падали: например, по данным BloombergNEF, с 2013 по 2020 год в реальном долларовом выражении они упали почти в пять раз (с 780 до 160 долларов за киловатт-час). Считается, что массовое производство электрокаров станет выгодным, если цена батарей будет менее 100 долларов за киловатт-час, и публика затаив дыхание ждала, когда же этот момент наступит.

Однако в последние годы снижение цен на батареи затормозилось. Более того, из-за роста цен на литий, кобальт и никель в 2022 году стоимость аккумуляторов выросла на 7% и достигла 161 доллара за киловатт-час. В прошлом году цены, правда, опять пошли вниз: по данным BloombergNEF, киловатт-час подешевел на 14%, до 139 долларов (см. график 2).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
«Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее «Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее

Глава из книги «В плену у травмы» — о том, как относиться к своей травме

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить 10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить

Готовка начинается еще до того, как ты включаешь плиту

VOICE
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка 50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка

Джеймс Хоуэллс с 2013 года ищет свой жесткий диск с 8 тысячами биткоинов

Maxim
Дело «баронессы де Сталь» Дело «баронессы де Сталь»

Лидия де Шталь — советская шпионка и «бацилла большевизма»

Дилетант
Что страшнее: устать или не уметь расслабляться? Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Умеете ли вы определять меру собственной усталости?

Psychologies
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Елисейский дворец Елисейский дворец

Елисейский дворец — главная резиденция президента Французской Республики

Дилетант
Зачем люди делают татуировки? Узнайте интересные факты из психологии Зачем люди делают татуировки? Узнайте интересные факты из психологии

Для некоторых людей татуировки — это способ преодоления травмы

ТехИнсайдер
Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме

Какие бьюти-процедуры помогают уследить за фигурой

Forbes
Антидворянец: Императорский яхт-клуб Антидворянец: Императорский яхт-клуб

Самые свежие сплетни столетней давности. В этот раз – об Императорском яхт-клубе

Правила жизни
Покровское-Глебово Покровское-Глебово

Памяти Генриха Зиновьевича Иоффе

Наука и жизнь
«Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам «Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам

Рентабельность растениеводства падает, доля убыточных сельхозпредприятий растет

Forbes
«Синдром половика»: почему люди вытирают о вас ноги «Синдром половика»: почему люди вытирают о вас ноги

Если вам часто кажется, что окружающие вас используют, то вам не кажется

Psychologies
Мольберт в тылу врага Мольберт в тылу врага

Современное искусство и теория заговора

Weekend
Заряженная пыль на Луне Заряженная пыль на Луне

Откуда взялась пыль на Луне?

Знание – сила
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
Как почистить шторы, не снимая их: 5 простых способов, которые экономят твои силы Как почистить шторы, не снимая их: 5 простых способов, которые экономят твои силы

Рассказываем про чистку штор без снятия — и даже без пылесоса!

VOICE
«Бренд делают люди» «Бренд делают люди»

Надежда Хафизова из тех, для кого «это сделать нереально» — призыв к действию

OK!
Человеческий фактор Человеческий фактор

Как голландцы спасли свои каналы, а упавший самолет – целый район?

Вокруг света
Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться

Казалось бы, что может быть проще, чем сварить макароны?

ТехИнсайдер
ИИ обучился футбольной тактике на игре «Ливерпуля», и готов консультировать тренеров ИИ обучился футбольной тактике на игре «Ливерпуля», и готов консультировать тренеров

ИИ-модель TacticAI, разработанная командой Google DeepMind, обучилась футболу

ТехИнсайдер
Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях

В чем суть треугольника Карпмана и его опасность, а главное: как из него выйти?

Psychologies
Город на парках Город на парках

Хабаровск: победа деревьев над советским пространством

Weekend
Отец русской школы хирургии Отец русской школы хирургии

История Николая Ивановича Пирогова — знаменитого российского хирурга

Зеркало Мира
Царевна лягушек Царевна лягушек

Pomodoro, «поедание лягушки» и другие лучшие техники для управления временем

VOICE
От заката до заката От заката до заката

«Судная ночь в Аркадии»: Николас Кейдж после очередного конца света

Weekend
Как устроен бизнес «Авилона» и при чем тут заводы Volkswagen и Hyundai Как устроен бизнес «Авилона» и при чем тут заводы Volkswagen и Hyundai

Как в орбите его группы «Авилон» оказались бывшие заводы Volkswagen и Hyundai?

Forbes
Открыть в приложении