Блеск и нищета параллельного импорта
Легализация параллельного импорта серьезно трансформировала ряд потребительских рынков, прежде всего автомобильный, рынок электроники, одежды и обуви. Параллельные поставки позволили справиться с дефицитом товаров и расширили их ассортимент, однако создали для покупателей и бизнеса ряд ощутимых рисков
Призванные смягчить последствия санкционного давления правила параллельного импорта товаров, введенные весной прошлого года (независимым импортерам было разрешено завозить в страну фирменные изделия без ведома их производителей и правообладателей), привели к наплыву внушительного объема потребительских грузов в Россию. Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что общая стоимость товаров, ввезенных по параллельному импорту, по итогам 2022 года составила 20 млрд долларов. При этом, по оценкам ФТС, общий объем импорта в Россию в прошлом году составил 259 млрд долларов. Таким образом, доля параллельного импорта в Россию сейчас составляет порядка 8% всех импортных поставок в стоимостном выражении. ФТС также подсчитала, что общий вес товаров параллельного импорта в прошлом году достиг 2,4 млн тонн — это около 500 средних грузовых железнодорожных составов, или более 80 тыс. средних грузовых автомобильных фур. Какой же эффект для потребителей и бизнеса дал столь внушительный наплыв товаров по параллельным схемам?
Плохой пиар независимых импортеров
Дискуссия о разрешении параллельного импорта в России ведется давно: еще с конца 1990-х годов независимые импортеры говорили, что поставки товаров без участия производителей и правообладателей благотворно влияют на конкуренцию и дают преимущества конечным потребителям с точки зрения выбора и более доступной цены. Параллельный импорт обуздывает аппетиты производителей, которые, пользуясь своей монополией, могут намеренно завышать цены и сужать ассортимент товаров для России, утверждают независимые поставщики. Они приводят примеры: многие товары, например автомобильные запчасти или модная одежда, продающиеся в официальных магазинах в России, стоят гораздо дороже, чем аналоги в других странах.
Сами зарубежные производители традиционно оппонируют этим выпадам тем, что, дескать, они формируют в России рынок, тратят на это значимые маркетинговые усилия и средства. Поэтому, да, в некоторых случаях ассортимент для российского потребителя может быть другой и цены могут быть выше. А ввозить товары в страну без согласия производителя не только несправедливо, но и опасно. Если параллельный импорт будет узаконен, пугали зарубежные производители, то возникнет хаос, наплыв контрафакта и подделок, от чего будет страдать не только их бизнес, но и в первую очередь потребитель. В итоге лобби производителей победило, параллельный импорт в России был в целом запрещен, получив ярлык «серые поставки» с однозначно негативным подтекстом. Хотя во многих развитых странах — в тех же США и ЕС — параллельный импорт не запрещается регулятором и часто используется как механизм, стимулирующий конкуренцию.
Забегая вперед, скажем, что разрешенный параллельный импорт в России в целом не оправдал страшилок правообладателей. Прежде всего в отношении подделок и контрафакта. Безусловно, визуально подделок на рынке стало больше, особенно на рынках массовых товаров — одежды, обуви, электроники. Но в критически важных сферах, например в области продажи автозапчастей, нет серьезного всплеска продаж поддельных агрегатов. Здесь работает механизм авторитета поставщика: если независимая компания одномоментно захочет заработать на продаже некачественного продукта, то в будущем она потеряет лояльность клиентов и позиции на рынке. Таким образом, механизм защиты от подделок оказался в целом рабочим и без участия правообладателей. Хотя на каждом рынке есть свои нюансы, которые помимо подделок связаны с обеспечением гарантийных обязательств и привлекательным ценообразованием.
Параллельная дорога не оправдала ожидания
Согласно подсчетам ФТС и других участников рынка, по параллельному импорту в Россию ввозят автомобили и автозапчасти, бытовую электронику (смартфоны, гаджеты, компьютеры), широко практикуется завоз одежды и обуви (тех брендов, которые официально ушли из России), изделий для дома (например, элитной мебели), товаров для здоровья и красоты, детские товары и пр.
Сильнее всего от санкционного занавеса пострадал автомобильный рынок. До февраля прошлого года примерно 25% рынка контролировали традиционные российские производители, доля китайских марок не превышала 10%. Таким образом, под запретом в одночасье оказалось 65% представленных на рынке новых машин. Параллельный импорт должен был не дать рынку погибнуть, элементарно дать потребителям транспортные средства, на которых они могут передвигаться. С середины прошлого года независимые поставки потянулись из самых разных стран: из Азии (например, из Южной Кореи и даже из Таиланда с Малайзией), из Европы (Германия), из США, многие модели по параллельному импорту пошли из Китая. Однако вопреки ожиданиям параллельный импорт не стал доминирующей формой продаж. Сейчас он занимает хоть и заметное, но все же достаточно небольшое место на рынке. По данным «Автостата», за январь–сентябрь 2023 года в России было поставлено на учет 717 тыс. новых машин. Из них на официально ушедшие из России американские марки пришелся 1%, на европейские — 3%, на японские — 4%, на корейские — 4% (см. график 1). В итоге доля параллельного импорта сейчас составляет 12% — за девять месяцев этого года было ввезено около 90 тыс. автомобилей, в то время как весной прошлого года ожидалось, что параллельный импорт займет минимум 40–50% российского авторынка.