Молодую женщину льяловской культуры похоронили вместе кинжалом из лосиной кости
Археологи исследовали артефакты, обнаруженные в ходе раскопок могильника Сахтыш-IIa льяловской культуры. Оказалось, что уже в эпоху неолита древние жители Центральной России иногда хоронили своих умерших с орудиями или украшениями, изготовленными из останков лося. Так, погребальный инвентарь одной молодой женщины включал сразу четыре подобных артефакта, одним из которых был кинжал из большеберцовой или лучевой кости. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.
В эпоху неолита в Волго-Окском междуречье сложилась льяловская археологическая культура (около 5000–3800 годов до нашей эры), которая получила свое название после раскопок одноименной стоянки в Московской области еще в 1920-х годах. Носители этой культуры продолжали заниматься рыболовством, охотой и собирательством, однако уже умели делать ямочно-гребенчатую керамику. Свои поселения льяловцы располагали на берегах озер или небольших речек, причем нередко оставляли эти стоянки и возвращались на них спустя 100–150 лет. Среди каменного инвентаря археологи выделяют орудия на отщепах, наконечники стрел или дротиков, которые обрабатывались двусторонней ретушью. Благодаря тому, что многие памятники льяловской культуры расположены в болотистой местности, на них нередко сохраняются орудия из кости и дерева.
В Ивановской области, возле Сахтышского палеоозера, расположен комплекс из 15 археологических памятников, которые представляют собой стоянки и могильники, охватывающих обширный период от раннего мезолита до Средневековья. Один из них — Сахтыш-IIa — с перерывами исследовался с 1986 года. За это время археологам удалось раскопать в нем 67 могил с 72 захоронениями,