Могут ли друзья заменить психотерапевтическую группу?
Поговорить по душам с подружками на кухне, съездить за город веселой компанией, «выпустить пар» с мужиками в бане… Каждый справляется с трудностями и переживаниями по-своему. Но всегда ли дружеской поддержки достаточно для решения душевных проблем? Психолог Ирина Гросс рассказывает, что дает групповая терапия и чем она отличается от компании друзей.
«Сто процентов, даже самый крутой психолог не сможет понять своего клиента. Просто какие-то общие правила может сообщить. Я вообще считаю, что любому слабому человеку нужен личный психолог. А сильному хватит хороших друзей и приятной компании — посидели, поговорили, выпили, в конце концов, и отпустило», — считает 48-летний Роман.
У 32-летней Ирины почти каждый «плач в жилетку» подругам оборачивается раздражением, а иногда и ссорой. «Мне нужно просто выговориться, а они начинают давать советы или рассказывать, как поступают сами и как хорошо у них все разрешается. Будто я за этим все рассказываю. У них своя жизнь, а у меня своя. С некоторых пор я перестала делиться, потому что поняла, что мне такая «помощь» не нужна, и записалась на терапевтическую группу».
«Сложно переоценить влияние общества на формирование каждого из нас. Человек социален, наряду с тем, что индивидуален, отделен, уникален. Человек рождается, развивается и умирает в обществе, — говорит клинический психолог Ирина Гросс. — Обычно он входит в несколько групп, с которыми идентифицирует себя: профессиональное сообщество, друзья, знакомые, родственники. Главным социумом в жизни человека становится семья — это тоже группа».
Мы изменяемся, взрослеем, лишь меняя роли в течение жизни: сначала ребенок, потом взрослый, партнер, родитель, бабушка или дедушка. Все эти трансформации происходят с нами не в изоляции, а в группе людей. Неслучайно большинство проблем, с которыми обращаются к психологу, касаются общения и социального взаимодействия.
«Именно поэтому психологическая работа в группе наиболее эффективна. В ней формируется модель «мини-социума», где каждый со временем начинает проявляться как в жизни. Человек может обижаться, сердиться, конкурировать, обманывать, заботиться, симпатизировать другим участникам группы, — поясняет Ирина. — Именно в группе мы можем обнаружить свои паттерны, наступить на привычные грабли и задаться вопросом: «Я хочу поступать и чувствовать так всегда? Могу ли это изменить?»
Но разве не проделываем мы то же самое в обществе друзей, знакомых и родных? Они послушают, успокоят, и все пройдет. «Друзья, конечно, нужны, но они не могут заменить профессиональных психологов», — убеждена Ирина Гросс. Специалист предлагает рассмотреть разницу.