Сверхкачество: тест-драйв Lexus LS
С таким понятием, как сверхкачество, в моем детстве знакомились через продукцию японских компаний — если всю остальную технику нужно было периодически ремонтировать, то японскую — никогда. Сейчас этим никого не удивишь, но в 1980-е годы это выглядело чудом.
Истоки этого чуда я отыскал, когда познакомился в Японии с мастерами такуми. В западной цивилизации считается, чтобы стать мастером, надо потратить 10 000 часов. В Японии есть ремесленники, готовые потратить 60 000 часов, чтобы достичь истинного мастерства. Это и есть мастера-такуми.
Для европейцев такое качество и мастерство кажется избыточным — мы его просто не видим. Можете представить себе мастера, который бы делал скрипки в три раза круче Страдивари? Долго время я не мог понять, почему многие японские бренды не поставляют на экспорт свои самые сложные и дорогие модели — начиная от автомобилей и заканчивая унитазами. Потом как-то разговорился с японским маркетологом и он объяснил мне свою позицию — европейцы, в своей массе, не способны ни увидеть разницу между продукцией высокого и высочайшего класса, ни, соотвественно, заплатить за неё.
Но иногда эта система даёт сбой, и изделия, к которым приложили руку мастера-такуми, попадают и на европейские рынки. Например, флагманский седан Lexus LS в топовой комплектации. Судьба распорядилась так, что познакомиться с этими автомобилями мне пришлось в Японии, в чем были свои плюсы и минусы. Плюсы — мне посчастливилось познакомиться с теми самыми мастерами-такими и увидеть как они работают. Это было одно из самых сильных впечатлений в жизни, и, наверное, теперь всегда, когда я буду говорить со своим детьми об отношении