Старейшим губернатором России оказался Рамзан Кадыров

СНОБОбщество

Модель Кадырова. Почему вечным губернатором способен быть только глава Чечни

Ко всеобщему изумлению, старейшим губернатором России оказался Рамзан Кадыров. Политическим долгожителям стараются подражать в надежде повторить успех — но феномен Кадырова остается для других недосягаемым; он, кажется, единственный, кто понимает установки Кремля не как игру в наперстки, а как заповеди

Михаил Шевчук (dear.editor@snob.ru)

a46ed5c4d11da7134fcc7dbfacb9baeb88e340a70cf1cd8828ed722861d4a4d3.JPG
Рамзан Кадыров на рабочей встрече с Владимиром Путиным

Судьба губернатора в России легковесна и переменчива. Вот только что ты, как Сергей Морозов, был полон сил и планов и говорил, что готов снова выдвигаться в губернаторы, потому что у тебя все для этого есть — рейтинг, хорошая команда и замечательная программа, с которыми не то что на пятый, а и на шестой срок не стыдно замахнуться, — но раздается телефонный звонок, собеседник на другом конце провода произносит какие-то особенно веские слова, и команда с программой превращаются в тыкву. Остается только сесть за клавиатуру и напечатать: «Полагаю, что, работая на благо жителей области в Государственной думе, смогу принести там больше пользы».

Сергей Морозов руководил Ульяновской областью, как все уже написали, целых 16 лет и был старейшим губернатором страны после того, как аналогичную должность в Белгородской области в прошлом году оставил Евгений Савченко. Тот руководил аж с 1993-го, был настоящим мастодонтом, последним губернатором из реликтовых ельцинских времен.

Статус старейшего губернатора формально не дает ничего, но значит много — тот, кто долго удерживается у власти, в глазах остальных выглядит магом. Держится — значит, он хитрее, сильнее, прозорливее прочих; знает, должно быть, знает какой-то секрет. Таким людям невольно стараются подражать в надежде повторить успех.

Ушли, один за другим, и Аман Тулеев, и Савченко, и Морозов, и старейшим губернатором — ко всеобщему удивлению — оказался вдруг 44-летний Рамзан Кадыров. Вот уж не ожидали.

Хотя вроде бы ничего удивительного здесь быть не должно. Кадыров руководит Чечней с 2007 года, с того момента, как ему только исполнились минимально положенные по закону 30 лет, и все это время его положение никому не приходит в голову поставить под сомнение. Главы других регионов приходят и уходят, Кадыров же постоянен. Рано или поздно он неизбежно должен был стать старейшим. Формально очередной его срок истекает как раз в этом году, в сентябре должны пройти выборы. Но кто об этом помнит? Должно быть, и сам Кадыров в свою очередь удивится, узнав, что у его полномочий вообще есть какие-то сроки.

И у него в запасе, похоже, еще много лет. Только что издание «Проект» выпустило расследование про вторую жену, а заодно и дворцы Рамзана Кадырова в Грозном — такие дворцы не строят, имея в виду вероятность ухода. Невозможно представить, чтобы Кадырова отправили в отставку, прислали управлять кого-то еще, и этот кто-то работал бы в обычном административном здании, а неподалеку стоял бы дворец Кадырова, и все понимали бы, кто на самом деле здесь главный. Поэтому, когда Кадыров уверяет, что выполнит любой приказ Путина, в том числе об отставке, он, кажется, не врет — просто он уверен, что такого приказа не может быть, а если даже и будет, то все равно ничего не изменится.

Однако феномен Кадырова остается недосягаемым для остальных. В нем невозможно разглядеть ответ на вопрос: каким должен быть глава региона, чтобы оставаться у власти.

Рецепт вроде бы интуитивно понятен, он подсказан Савченко, Морозовым, а до них и другими титанами прошлого — нужно быть лоялистом и «крепким хозяйственником»; нужно строить церкви; искоренять оппозицию и загонять под лавку меньшинства; обеспечивать результат «Единой России» и так далее. Не помешает быть немного экстравагантным — тот же Сергей Морозов в свое время прославился и предложением создать в Ульяновске международный центр дирижаблестроения, и объявлением города родиной Колобка.

Но по-настоящему получается только у одного человека, который делает практически все это, причем не вполсилы, а доводя до экстремальной степени абсурда (какой там Колобок — личная армия, вот где экстравагантность) — так, что кажется единственным, кто давит правозащитников и оппозицию не для отчетности перед начальством, не потому, что работа такая, а искренне.

Черт его знает, может быть, Путина умиляет эта театральная горская фанатичность. Ему ведь тоже важно, чтобы был хоть один человек, который правда верил во все то, что Путин говорит — даже Александр Лукашенко, когда клянется в верности, думает на самом деле что-то свое, даже для Николая Патрушева это всего лишь инструмент из арсенала разведчика, а здесь все по-настоящему.

Другие губернаторы, если завтра переменится ветер, в два дня перекуются в убежденных либералов, но вот Кадыров, пожалуй, единственный не сможет, просто не выживет. Кадыров не бюрократ, он не различает в эпохе никакой иронии, у него вообще нет опыта жизни в политически сложных условиях. Путин и путинский режим для него — не временная декорация, а буквальное условие выживания и руководство к действию.

И Кадыров в свою очередь нужен Путину — как громоотвод, как пугало варварства для московских хипстеров, как тот, кто оттеняет Путина и как бы показывает, что может случиться в России, но все-таки не случилось только потому, что правительство в нашей стране единственный европеец. Другим губернаторам может быть обидно, что от них требуют какого-то экономического роста, привлечения инвесторов, а от Кадырова нет. Что их могут арестовать за какие-то несчастные часы, полученные в подарок от бизнесмена, — а Кадырова не могут.

Но функция Рамзана Кадырова в другом. Только в нем Путин видит темное отражение самого себя, которое его, судя по всему, завораживает. Только он работает гайкой, на которой вообще держится весь внутренний политический миф о Путине — человеке, который не только сумел на зависть всему миру остановить войну и предотвратить распад государства, но и продолжает это делать каждый день. Каждый день, пока жив он сам и жив Рамзан Кадыров.

Все нарушения и преступления, которые происходят в Чечне, все эти пытки и казни, в которых постоянно обвиняют главу республики, — все это «эхо войны». Война не закончена, пока Чечней продолжает руководить Рамзан Кадыров, и Путину это нужно. Стоит ему убрать Кадырова, закончить войну — угроза распада исчезнет из актуальной повестки. И тогда сам президент покажется не таким уж и необходимым.

Фото: Kremlin.ru

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как быть вегетарианцем в мире животных Как быть вегетарианцем в мире животных

Маркус Уикс «Что бы сказал Ницше. Как великие философы решили бы ваши проблемы»

СНОБ
Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал

Новый способ получения биоразлагаемого пластика из древесной стружки

N+1
Тело-паспорт: эволюция биометрии от времен британских колоний до наших дней Тело-паспорт: эволюция биометрии от времен британских колоний до наших дней

Человеческое тело уникально. Эту особенность мы используем десятки раз в день!

СНОБ
Вдохновители и реализаторы Вдохновители и реализаторы

Как собрать сильную команду, используя знания о человеческих психотипах

Лиза
7 спорткаров из СССР, о которых мало кто знает (фото и характеристики) 7 спорткаров из СССР, о которых мало кто знает (фото и характеристики)

Очень быстрые и привлекательные автомобили страны Советов

РБК
Биологи застали губок за передвижением по дну океана Биологи застали губок за передвижением по дну океана

Первый случай, когда перемещение губок задокументировали в их среде обитания

N+1
Основатель Amazon и богатейший человек мира Джефф Безос: «Бояться — это нормально» Основатель Amazon и богатейший человек мира Джефф Безос: «Бояться — это нормально»

Интересные факты и лучшие высказывания великого бизнесмена

Playboy
«Живу с абьюзером, который употребляет наркотики, и не могу уйти» «Живу с абьюзером, который употребляет наркотики, и не могу уйти»

Я была виновата даже в том, что на меня кто-то из мужчин смотрит

Psychologies
«Большая редкость для рынка»: сервис аренды аккумуляторов «Бери заряд!» привлек 431 млн рублей «Большая редкость для рынка»: сервис аренды аккумуляторов «Бери заряд!» привлек 431 млн рублей

Сервис для аренды пауэрбэнков «Бери заряд!» привлек 431 млн рублей

Forbes
Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики» Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики»

Актриса Дарья Повереннова всегда мечтала встретить настоящего мужчину

Караван историй
«Основной фактор развития рака органов головы и шеи — курение» «Основной фактор развития рака органов головы и шеи — курение»

Как пагубная многолетняя привычка уменьшает шансы на благополучный исход

Наука
Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Их богатства — не деньги в банке, а их компании, которым нужно развиваться

Forbes
Съел и умер: самые опасные деликатесы, которые лучше не пробовать Съел и умер: самые опасные деликатесы, которые лучше не пробовать

За некоторые деликатесы приходится платить слишком высокую цену

Cosmopolitan
Непростая история: «Муж заразил меня ВИЧ» Непростая история: «Муж заразил меня ВИЧ»

Алена Тарасова, живущая с ВИЧ, поделилась своей историей

Cosmopolitan
Наши в NASA: как физик из России перешел от изучения теории относительности к космическим полетам на сверхдальние расстояния Наши в NASA: как физик из России перешел от изучения теории относительности к космическим полетам на сверхдальние расстояния

Русский физик Вячеслав Турышев живет и работает в NASA

Esquire
В удлинении цветков завезенных в Америку наперстянок обвинили колибри В удлинении цветков завезенных в Америку наперстянок обвинили колибри

Встреча с новым опылителем заставила растения быстро эволюционировать.

N+1
Глубокая заморозка Глубокая заморозка

Процедура сохранения фертильности все больше заботит умы 30-летних

Grazia
Почему одиночество и сопереживание стали ценностями постпандемийного мира Почему одиночество и сопереживание стали ценностями постпандемийного мира

Как изменилось общение в условиях карантина и социальной изоляции

РБК
Любимые автомобили Леди Гаги Любимые автомобили Леди Гаги

Есть миллион причин любить Леди Гагу, и ее армада машин – одна из них

GQ
Красотки с фигурами моделей! Как выглядят взрослые дочери российских олигархов Красотки с фигурами моделей! Как выглядят взрослые дочери российских олигархов

Как сейчас живут наследницы огромных состояний

Cosmopolitan
6 техник, которые помогут расшифровать сигналы бессознательного 6 техник, которые помогут расшифровать сигналы бессознательного

Обязательно ли идти к психоаналитику, чтобы расшифровать свое бессознательное?

Psychologies
Возвращение Херста: как британский художник пишет историю современного искусства Возвращение Херста: как британский художник пишет историю современного искусства

Почему Дэмиен Херст вновь возвращается к своим старым идеям

Forbes
Муравьиная кислота помогла солнечным элементам стать эффективней и стабильней Муравьиная кислота помогла солнечным элементам стать эффективней и стабильней

Ионы формиата заполняют вакансии иода на границе перовскитных кристаллов

N+1
Опасные вещи, которых боялись в Советском Союзе Опасные вещи, которых боялись в Советском Союзе

Советские городские легенды

Maxim
«Блюз черных дыр и другие мелодии космоса» «Блюз черных дыр и другие мелодии космоса»

Книга о хронология охоты за гравитационными волнами

N+1
Космические рейнджеры, первооткрыватели и киборги: 7 видеоигр про космос Космические рейнджеры, первооткрыватели и киборги: 7 видеоигр про космос

Подборка игр на космическую тематику для ПК и приставок

РБК
Ночной дожор Ночной дожор

Что есть перед сном, чтобы и голод утолить, и лишнего не набрать?

Лиза
Кого заменит робот: пора ли начинать увольнять сотрудников Кого заменит робот: пора ли начинать увольнять сотрудников

Можно автоматизировать рутинные бизнес-процессы, но нельзя — креативные

Forbes
2010-е: архивация 2010-е: архивация

Знаковые вещи, определившие облик эпохи 2010–2020 годов, уходят со сцены

Maxim
Кризис жанра: каким стало семнадцатое послание Владимира Путина Кризис жанра: каким стало семнадцатое послание Владимира Путина

Андрей Колесников: 17-е послание Владимира Путина и госрегулирование экономики

Forbes
Открыть в приложении