Николай Склифосовский никогда не был в стенах учреждения, названного его именем

Караван историйИстория

Дворец милосердия

Парадокс: Николай Васильевич Склифосовский никогда не бывал в стенах учреждения, названного его именем. Однако его имя идеально воплощает идею, дух и назначение этого места.

Татьяна Миргородская

Один провидец сказал: на территории НИИ скорой помощи имени Склифосовского сталкиваются, словно теплое и холодное океанские течения, потоки живой и мертвой энергии. Жизнь и смерть сражаются, ведя переменный счет...

У всякого намоленного места, пронизанного почти физически ощутимой мистической энергией, есть свой дух. У легендарного «Склифа» таких духов несколько — тех, кто при жизни все силы вкладывал в его развитие.

Аристократ и бывшая крепостная актерка, герои одной из самых пронзительных историй любви, пришли на это место первыми, потому что считали необходимым отдавать, а не брать. Прасковья Ковалева-Жемчугова, супруга графа Николая Петровича Шереметева, никогда не забывала своего происхождения и неустанно помогала нуждавшимся. Граф, боготворивший жену, поддерживал все ее начинания, подавала ли та милостыню на папертях или на Сухаревской площади, беспокоилась ли о приюте для нищих, просила ли господ о пожертвованиях. В 1803 году Николай Петрович, и без того прославленный меценат, направил письмо Александру I, выражая горячее желание «по христианским законам и патриотическому усердию построить в Москве странноприимный дом и богадельню для ста неимущих и увечных человек обоих полов и всех званий, а также бесплатную больницу на пятьдесят душ».

Портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой кисти Николая Аргунова
Портрет Н.П. Шереметева кисти Владимира Боровиковского

Первым правилом странноприимного дома значилось: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». Бывший крепостной, а ныне известный архитектор, ученик Василия Баженова Елизвой Назаров взялся за работу, под его руководством трудились три крепостных архитектора Шереметева: Павел Аргунов, Алексей Миронов и Григорий Дикушин. Поначалу странноприимный дом на Сухаревке предполагался быть довольно скромным, но спустя два года после свадьбы Прасковья Шереметева умерла после тяжелых родов. Граф, желая увековечить любимую супругу в веках, велел кардинально пересмотреть проект. Теперь за Дворец милосердия, включавший богадельню и больницу, взялся великий Джакомо Кваренги.

Он открылся двадцать восьмого июня 1810-го. Граф, увы, этого дня не дождался — умер годом ранее, а странноприимный дом в народе быстро окрестили Шереметевской больницей. Ее пациентами стали бедные чиновники, отставные военные, священники, бесприданницы, обнищавшие мещане и бездомные — призрения были достойны решительно все, согласно тонкому различию, состоявшему всего в одной букве и отделявшему его от «презрения». Граф положил на счет богадельни огромную сумму — сотни тысяч, из которых в том числе давали приданое неимущим или осиротевшим барышням, оказывали помощь потерявшим работу, выкупали людей из долговых тюрем, хоронили нищих. Император своим указом освободил заведение от налоговых обязательств и обеспечил охраной.

С годами странноприимный дом все более превращался в больницу: осмотры, лечение, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств и даже пособия больным при выписке. И все это разворачивалось в совершенно непривычных декорациях торжественного архитектурного шедевра — скульптур, колонн и портиков, белого мрамора и зеленого уральского камня. Даже самый потерявшийся и все потерявший в жизни бедняга в этих стенах чувствовал уважение к себе.

Весь ХХ век с его бурным началом отпечатался в истории этого места. Здесь применяли новаторские для своего времени технологии и техники — первые рентгеновские аппараты, физиотерапию, душ Шарко. Здесь располагался госпиталь для раненых всех войн, начиная с Отечественной 1812 года (более двух столетий в «Склифе» хранится история болезни князя Багратиона). Тут на соседних койках могли оказаться враги — французы и русские, красные и белые, примиренные болезнью, страданием и беспристрастным отношением врачей.

Революция внесла коррективы — с 1918 года никто уже не произносил красивого названия «Странноприимный дом». Церковь Живоначальной Троицы при больнице закрыли, а спустя год приняли судьбоносное решение, навсегда определившее «профиль» заведения: в 1919-м тут открыли Московскую городскую станцию скорой помощи. Еще через несколько лет появилось то самое название, которое известно каждому: в 1923 году в стенах бывшего шереметевского Дворца милосердия разместился Институт неотложной помощи, которому присвоили имя гениального ученого. Парадокс: сам Николай Васильевич Склифосовский никогда не бывал в стенах учреждения, названного его именем.

Сокращение «Склиф», как именуют больницу в обиходе, как ни странно, вполне правомочно с лингвистической точки зрения. Деда Николая по отцу звали Павлом Склифосом. Сын Василий добавил красивое окончание «-овский», когда крестился в православие.

Василий Павлович, обедневший мелкопоместный дворянин, служил письмоводителем, и жизнь била его, как гоголевского Акакия Акакиевича, буквально не давая продыху. Схоронив жену, вдовец воспитывал двенадцать детей, в эпидемию холеры младших отдал в одесский приют, а потом сам заразился и умер. Жила семья на хуторе Карантин близ Дубоссар — такое название ему дали, поскольку неподалеку размещалась карантинная станция для обеззараживания поступавших из-за границы в Херсонскую губернию продуктов (в этой конторе и служил Василий Склифосовский). На территории хутора имелся еще тыловой госпиталь для инфицированных военнослужащих. Вот на том хуторе двадцать пятого марта 1836 года и родился девятый ребенок Василия Павловича — Николай. В год его рождения отец с коллегами высадили у больницы в Дубоссарах дубовые саженцы — деревья эти стоят до сих пор. А вот дома Склифосовских давно нет — сожгли в Гражданскую.

Детство ли вблизи госпиталя и карантинной конторы, смерть отца и матери, первый ли опыт одиночества и отлученности в одесском сиротском доме — кто знает, что сыграло роль в выборе Николаем будущей профессии? Однако с ранних лет он знал, что хочет стать врачом. Окончив одесскую мужскую гимназию с серебряной медалью, поступил в 1855-м на медицинский факультет Московского университета. Жилось трудно, но Склифосовскому было не привыкать: еще в гимназии он подрабатывал частными уроками, а теперь получал крошечную стипендию от одесского благотворительного общества как сирота. Перечисляли ее, правда, с задержками, и бедный студент жил буквально впроголодь. Однако учился прилежно. К слову, на первой операции, где ассистировал (удаление аппендикса без наркоза), Склифосовский потерял сознание, не выдержав криков больного.

Университет Николай окончил с отличием и с официальной степенью лекаря отбыл в Одессу — работать в хирургическом отделении. Талант его, в том числе, надо полагать, организаторский, был всем очевиден настолько, что спустя всего несколько лет Николаю Васильевичу предложили возглавить городскую больницу, но он отказался: административная работа не манила, манила практика. Впрочем, попробовать себя на такой должности ему все-таки довелось почти сразу: когда в 1859 году выпускник университета ехал из Москвы в Одессу и заглянул в Дубоссары, его попросили заменить заболевшего главврача местной больницы. С чем Склифосовский с успехом и справился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Надежда Серая. Человек без кожи Надежда Серая. Человек без кожи

Надежда Серая — первая и единственная жена Юрия Богатырева

Коллекция. Караван историй
Ботсванский метеорит оказался частью астероида Веста Ботсванский метеорит оказался частью астероида Веста

Состав ботсванского метеорита указал на возраст кратера Вененейи

N+1
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
«Африканские дневники». Фотограф Виктория Ивлева — о своей работе в проблемных регионах Африки «Африканские дневники». Фотограф Виктория Ивлева — о своей работе в проблемных регионах Африки

Виктория Ивлева рассказывает о работе в горячих точках Африки

СНОБ
Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...» Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...»

Римма Маркова — о жизни и своем брате Леониде Маркове

Караван историй
Любовное проклятие «Оскара»: актрисы, расставшиеся с мужчинами после триумфа Любовное проклятие «Оскара»: актрисы, расставшиеся с мужчинами после триумфа

Звезды, которые потерпели неудачу в личной жизни после своей победы на «Оскаре»

Cosmopolitan
Гарик Сукачев Гарик Сукачев

Правила жизни Гарика Сукачева

Esquire
Копролиты жука из бирманского янтаря подтвердили гипотезу об эволюции опылителей Копролиты жука из бирманского янтаря подтвердили гипотезу об эволюции опылителей

В меловом периоде жуки питались пыльцой цветковых растений

N+1
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Любимые женщины Владимира Кузьмина: актриса, певица, модель, яхтсменка и другие Любимые женщины Владимира Кузьмина: актриса, певица, модель, яхтсменка и другие

Лидер группы «Динамик» может похвастаться не только творческими достижениями

Cosmopolitan
Анастасия Меньшикова. Своя дорога Анастасия Меньшикова. Своя дорога

История жизни жены Олега Меньшикова

Караван историй
По Юлиной дорожке. Зачем Алексей Навальный заболел в колонии По Юлиной дорожке. Зачем Алексей Навальный заболел в колонии

Алексея Навального упорно не хотят выводить с информационного поля

СНОБ
Читать на долгих майских: продолжение «Поста» Глуховского, история платья Елизаветы II и еще 8 литературных новинок весны Читать на долгих майских: продолжение «Поста» Глуховского, история платья Елизаветы II и еще 8 литературных новинок весны

Главные книги весны в печатном и аудиоформатах

Forbes
Неинвазивный биомаркер оценит эффективность уничтожения состарившихся клеток Неинвазивный биомаркер оценит эффективность уничтожения состарившихся клеток

Ученые обнаружили неинвазивный биомаркер гибели состарившихся клеток организма

N+1
Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон

Как живут самые популярные двойники Кейт Миддлтон

Cosmopolitan
Как выглядели звездные красотки Муцениеце, Асмус и другие в своих первых фильмах Как выглядели звездные красотки Муцениеце, Асмус и другие в своих первых фильмах

Чтобы добиться популярности, им пришлось сыграть много ролей

Cosmopolitan
BI рассказал, как устроен скрытный стартап Трэвиса Каланика CloudKitchens. Вот 7 самых интересных подробностей BI рассказал, как устроен скрытный стартап Трэвиса Каланика CloudKitchens. Вот 7 самых интересных подробностей

Как устроен стартап CloudKitchens, который строит кухни для ресторанов

Inc.
Кто сказал «Вау!»: шокирующе огромные животные-переростки Кто сказал «Вау!»: шокирующе огромные животные-переростки

Фото гигантов, которые переросли все положенные природой нормы

Maxim
Он, она и ипотека: как понять, что вы готовы к этому шагу Он, она и ипотека: как понять, что вы готовы к этому шагу

Как понять, что пара психологически готова к тому, чтобы взять ипотеку?

Psychologies
21 21

Рома Либеров: «Проборматывать все, что там проборматывается…»

Seasons of life
Дети. Город. Пространство Дети. Город. Пространство

Люди, которые выбрали работу на границе серьезных проектов и детства

Seasons of life
История цирка в России История цирка в России

О первых стационарных цирках, которые работают до сих пор

Культура.РФ
Опередили Европу: зачем ВТБ более строгая оценка рисков Опередили Европу: зачем ВТБ более строгая оценка рисков

ВТБ перешел на новый подход к расчету операционного риска

Forbes
История одной песни: «Without You» История одной песни: «Without You»

Самая убийственная песня мира в итоге убила обоих своих авторов

Maxim
9 уроков жизни Винни-Пуха 9 уроков жизни Винни-Пуха

Уроки жизни от Винни-Пуха: быть проще, запастись терпением и ценить дружбу

Psychologies
Какими бывают отношения и что они нам дают Какими бывают отношения и что они нам дают

Можно ли «сортировать» приятелей и почему мы любим друзей детства

Psychologies
Минус 50 и даже 100 кг: фото российских звезд в максимальном и минимальном весе Минус 50 и даже 100 кг: фото российских звезд в максимальном и минимальном весе

Звезды, которые взяли себя в руки и скинули всё лишнее. Ну или почти всё

Cosmopolitan
Отрывок из книги Николая Ускова «Ardis: Американская мечта о русской литературе» Отрывок из книги Николая Ускова «Ardis: Американская мечта о русской литературе»

Историк и журналист Николай Усков рассказывает об истории издательства Ardis

СНОБ
Как новинки автопрома проваливали краш-тесты. 11 неловких видео Как новинки автопрома проваливали краш-тесты. 11 неловких видео

Разбитый вдребезги Jeep Wrangler и еще несколько провальных краш-тестов

РБК
6 самых страшных советских маньяков 6 самых страшных советских маньяков

Не Чикатило единым славилась советская криминалистика

Maxim
Открыть в приложении