Многообразие религиозного опыта
Исследование человеческой природы
В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта и делает вывод о том, что ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Многообразие религиозного опыта» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Атеист вы или верующий человек – вы не станете отрицать, что религиозное сознание, хотим мы того или нет, пронизывает все сферы нашей жизни. Почему же происходит так, что человек в какой-то момент своего жизненного пути приходит к вере? Как это связано с нашей психологией? Правда ли, что религиозные практики способны помочь в лечении психических расстройств? И что о религиозном опыте говорят наука и философия? – Из этого обзора вы узнаете, как религиозный опыт понимал и объяснял выдающийся ученый и философ Уильям Джеймс, родоначальник американкой психологии.
Узнайте, чему можно научиться из множества граней религиозного опыта.
Во всем мире наблюдается рост атеизма. Однако в статье, опубликованной в газете «Вашингтон пост» в 2012 году, говорится, что примерно 8 из 10 человек по-прежнему считают себя религиозными. Так что религия является неотъемлемой частью современности – это касается не только повседневной жизни людей, но и политики.
Но если отбросить церкви, мечети и храмы, догму и священные книги, что же такое религиозный опыт? Что он представляет собой на более глубоком, более личном уровне?
Книга «Многообразие религиозного опыта» основана на двадцати Гиффордских лекциях по естественной теологии, прочитанных Уильямом Джеймсом в Эдинбургском университете (Шотландия) в 1901-1902 годах. Лекции описывают представления Джеймса о сущности религии и его взгляды на научную методологию, использовавшуюся в то время при академических исследованиях религии. Книга вызвала широкий интерес научного сообщества и стала классической для психологов и философов уже вскоре после ее выхода. Далее она многократно переиздавалась на разных языках в течение более чем 100 лет, прошедших с момента первой публикации.
Этот обзор отправит вас в путешествие по многогранному миру религиозного опыта. Помимо прочего, автор объясняет, почему просто невозможно понять человеческую психологию, не изучая религиозный опыт, и что часто именно религиозный опыт способен помочь вылечить психическое заболевание.
Также вы узнаете:
- чему можно научиться у психически больных;
- как религиозный опыт излечил русского писателя Льва Толстого от депрессии;
- и какой веселящий газ может обучить вас религиозному опыту.
Изучение религиозного опыта проливает свет на загадочные участки человеческой психологии.
Что первым приходит на ум, когда вы думаете о религии? Церкви, синагоги, мечети? Чтение молитв? Психология, возможно, не входит в число этих изначальных ассоциаций. Но оказывается, религиозные переживания могут многое рассказать о человеческой психике. Безусловно, наука и философия многое объяснили в этом вопросе – но они попросту не могут объяснить все в мире!
Во времена, когда жил автор этой книги Уильям Джеймс, активно формировались наука и философия, и сегодня мы наблюдаем еще более активное развитие в этих областях. И все же науки и философии недостаточно для того, чтобы объяснить все, что мы испытываем и воспринимаем. Например, наше восприятие мира очень субъективно: не существует двух взглядов, которые были бы идентичными. Нас переполняют эмоции и суждения, которые являются формообразующим принципом нашего уникального восприятия.
Между тем, религиозный опыт открывает людям новые эмоции и приводит их к новым решениям. И это воздействие, несомненно, имеет отношение к психологии человека.
Некоторые люди могут расценивать определенные религиозные переживания как психическую неустойчивость или даже как клинические проявления ментальных заболеваний. Но независимо от того, являются они таковыми или нет, данные переживания могут все еще быть чрезвычайно ценными и познавательными.
Взять, например, основателя религии квакеров Джорджа Фокса. У него бывали видения, посланные Богом; он видел реки крови, текущие по улицам. Такие странные прозрения можно принять за психические отклонения. Но в итоге Фокс основал религию, которая существует и процветает по сей день, опираясь именно на тот религиозный опыт, который испытал в своих видениях.
Так в чем же именно ценность религиозного опыта? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны разделить историю, устройство и происхождение религии, а затем определить ее важность и значение для нас.
Существует институциональная религия и личная религия, которая и является основой религиозного опыта.
Религия – это не только церкви, храмы и люди, которые облачены в особые одеяния. Прежде чем говорить о религии, давайте сначала взглянем на два основных способа ее проявления: институциональную и личную религии.
Институциональная религия включает в себя системы религиозного участия и зачастую не связана с выбором; как правило, это результат культуры, в которой вы выросли. Например, многие из нас читают молитву «Отче Наш» на похоронах, потому что того требует обычай. Но сама молитва не обязательно является глубоко значимой лично для нас.
Для сравнения, личностная религия представляет собой источник наших глубоко укоренившихся убеждений, того, что мы считаем верным. Величайшие мировые религии, включая древнее христианство – предшественника институциональной церкви, стремятся «подключиться» к этой «артерии» личной истины. Тем не менее, личная религия не диктует необходимость веры в Бога или богов. Например, замена веры в божества верой в науку является своего рода личной религией, поскольку неверие в этом случае функционирует как всеобъемлющая личностная истина.
Но в таком случае, разве личная религия не похожа на мораль и философию? Не вполне, считает Уильям Джеймс, поскольку личная религия изобилует религиозным опытом. С этого момента мы будем рассматривать личную религию как переживания, чувства и поведение людей, которые они претворяют их в жизнь, когда чувствуют связь с тем, что считают божественным.
Религия отличается от морали еще и потому, что мораль является продуктом логического мышления, где нет места эмоциям. Если мы сравним, как христиане и стоики справляются с жизненными проблемами, это становится очевидным. Для верующего христианина проблемы являются знаками божественной цели и поэтому должны быть приняты с радостью. Нравоучение стоиков, в свою очередь, предполагает решение проблем без жалоб, однако, они не видят в этом никакой цели.
Невидимое может быть таким же реальным, как видимое, и может влиять на образ нашего мышления.
Скорее всего, у вас есть понятие о божестве, но можете ли вы описать его? Вероятно, нет. Но невидимое может быть таким же реальным, как и видимое. И вот почему.
Мы все верим в то, что невозможно увидеть. Дело в том, что иногда наши представления кажутся даже более реальными, чем то, что мы в действительности видим собственными глазами. Например, воспоминание об обиде имеет более глубокий характер, чем непосредственно сам опыт оскорбления.
Религиозное убеждение также можно рассматривать как веру во что-то невидимое – так что с полной уверенностью можно сказать, что религиозные убеждения формируют и определяют наше поведение. Это означает, что даже если мы не можем доказать существование Бога, мы можем вести себя так, словно Бог есть.
Но это касается не только религии. Например, мы ведем себя так, будто мы свободны, воспринимаем человеческую природу так, словно она обладает огромным потенциалом, и, независимо от того, верны эти убеждения или нет, все эти теории определяют нормы нашего поведения. Другими словами, наша вера в эти вещи и делает их реальными!