«Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.»
Жизнь Константинополя после падения Рима
Начиная примерно с III века нашей эры античная цивилизация постепенно приходит в упадок. В результате когда-то единый средиземноморский мир распался на три части: католическую Западную Европу, православную Византию и исламский Ближний Восток. В книге «Мир поздней Античности: 150-750 гг. н.э.» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Сергеем Воронцовым, Михаилом Биркиным и Юлией Рещиковой, историк Питер Браун рассказывает, чем позднеантичный мир отличался от классической античности и как люди справлялись с переменами в общественной и религиозной жизни, которые ознаменовали переход к Средневековью. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, каким был Константинополь после падения Рима.
«Царствующий град»: Восточная империя от Феодосия II до Анастасия , 408–518 годы
Когда в 410 году Рим был взят, в Константинополе провозгласили три дня публичного траура. Восточный император, Феодосий II, практически больше ничего не сделал для старой столицы, но его чиновники вскоре позаботились о том, чтобы окружить Константинополь высокими стенами. На протяжении Средних веков Феодосиевы стены, которые до сих пор высятся на окраинах современного Стамбула, знаменовали неприступное положение Константинополя как сохранившейся столицы Римской империи. Они не были проломлены врагом вплоть до 1453 года.
При Феодосии II Константинополь стал «царствующим городом». Императоры стали постоянно жить в Большом дворце у Босфора. Придворные церемонии стали частью повседневной жизни города. Вопросы большой политики — мир и война, ересь и ортодоксия, экономия или роскошь — прорабатывались императором и его советниками в ходе silention1, затем выплескивались на городские рынки: когда император появлялся в своей ложе2 на Ипподроме, сторонники разных команд — цирковые партии зеленых или синих — приветствовали его решения или, скандируя, выражали недовольство ими. Жителям Константинополя, самоуверенным и сварливым, часто напоминали, что политика — не игра. Константинополь находится на балканской стороне Черноморских проливов, всего в 270 милях от неспокойных мест в устье Дуная. Почти каждое поколение жителей Константинополя будет наблюдать со стен города дымящиеся деревни, которые оставляли за собой отряды варваров. В V и VI веках Константинополь будет сочетать в себе гордость полиса и высокий боевой дух аванпоста с ресурсами огромной ближневосточной империи.
1Греч. σιλέντιον — императорская аудиенция (прим. пер.).
2Речь о кафисме — так называлась императорская ложа в Большом цирке (он же Ипподром) (прим. пер.).
Но в начале этого периода Константинополь был во многом отдаленной северной столицей. Как мы видели (см. с. 121), наиболее глубокое разделение в обществе IV века было между Севером и Югом, а не между Западом и Востоком: все гражданские лица Средиземноморья были одинаково далеки от воинского двора, двигающегося туда и сюда по северным дорогам. Сам Феодосий II был из семьи латинских полководцев; в 438 году он инициировал создание большого латинского свода имперских законов, известного как Кодекс Феодосия.