Королева Элизабет и её свита

Наука и техникаОбщество

Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Каторин Юрий

Английский авианосец «Куин Элизабет» в достройке

Во второй половине 1990-х годов ВМС Великобритании включали три легких авианосца типа «Инвинсибл» («Инвинсибл» R05, «Илластриес» R06 и «Арк Ройял» R07), построенные в 1980–1985 годах. Это были наиболее крупные корабли английского флота. В конце 1980-х – начале 1990-х годов они подвергались модернизации, в ходе которой совершенствовалось оборудование полетной палубы, устанавливались современные зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы. Однако 28 августа 2014 года последний из них, «Илластриес» R06, был списан.

Впрочем, совсем без авианесущих кораблей страна не осталась. Великобритания является единственным в мире государством, в составе флота которого находится специализированный учебный авианосец. В 1987 году английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус» (HMS «Argus»), переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» («Kotender Besant») итальянской постройки 1981 года. С началом Фолклендского конфликта этот контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу – компании «Си контейнерз», но в начале 1984 года ВМС приняли решение выкупить судно за 13 млн фунтов стерлингов и переоборудовать его в учебный авианосец.

Учебный авианосец «Аргус»
Боковая проекция учебного авианосца «Аргус»

Реконструкция проходила с 1984-го по июнь 1988 года в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Ее стоимость составила 50 млн фунтов стерлингов. По своей архитектуре, отличающейся развитой носовой надстройкой и отсутствием сплошной по всей длине корабля полетной палубы, «Аргус» весьма сильно напоминает крейсер-вертолетоносец. Однако по своему назначению, а также в связи с отсутствием у него ударного ракетно-артиллерийского вооружения он ближе к легким авианосцам, правда, необычной архитектуры. Командование английских ВМС полагает, что корабль по своим характеристикам может успешно решать широкий круг задач, в том числе: служить учебной плавбазой для подготовки летно-технического состава морской авиации, участвовать в десантных операциях, принимать на борт морских пехотинцев и др.

При реконструкции в кормовой части корабля была оборудована полетная палуба длиной 113,5 м, под которой размещен ангар, вмещающий 8 самолетов и 3 вертолета. В носовой части корабля по его правому борту и в кормовой по левому борту имеются самолетоподъемники. Носовая надстройка в процессе работ была значительно расширена для размещения оперативного поста, поста связи, стартового командного пункта (для управления полетами авиации), помещения для предполетной подготовки, хранилища зенитных боеприпасов, а также оборудования жилых помещений для возросшего экипажа. Вместо двух труб, расположенных побортно, была сделана одна на правом борту в небольшой надстройке, передвинутой ближе к середине корпуса. В движение корабль приводят 2 дизеля по 11700 л.с. Запасы авиационного топлива составляют 1000 м3. При переоборудовании была значительно увеличена мощность источников электропитания, корабль оснащен успокоителями качки, системой передачи топлива на ходу и др.

Водоизмещение – 28480 т, длина – 175 м, ширина – 30,5 м, осадка – 8,1 м, экипаж – 401 чел. (137 авиационная группа), скорость – 19 узлов, запас хода – 20 тыс. миль. Вооружение: четыре 30-мм зенитных установки, до 18 самолетов и вертолетов. Обычно на нем базируется 6 вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».

«Аргус» в море, фото 2000 г.

Впрочем, опыта применения корабля в этом качестве нет: в 1991 году в ходе войны в Персидском заливе «Argus» выполнял роль госпитального и ремонтного судна, а во время операций в Боснии действовал как десантный корабль-вертолетоносец. Таким образом, в «одном флаконе» мы имеем: учебный авианесущий корабль, медицинское судно, десантный корабль и авиатранспорт. Отнести «Аргус» к определенному типу сложно, поэтому, базируясь на основной классификации, его, по большому счету, следует считать учебным кораблем. Ожидалось, что «Argus» уйдет со службы в 2024 году. Однако в 2022 году министр оборонных закупок указал, что срок его службы будет продлен до 2030-го. Предполагается, что его функции будут переданы новым многоцелевым кораблям.

После окончания холодной войны в Европе и Азии вдруг стало очень популярным строительство авианесущих десантных кораблей. Сначала в массовом порядке пошли десантные вертолетоносцы корабли-доки (ДВКД). А за ними стали строиться и универсальные десантные корабли (УДК), хотя часто и под другими названиями. При этом европейские десантные корабли гораздо меньше американских «коллег»: европейские УДК примерно равны по размерам американским ДВКД, а европейские ДВКД чуть ли не вдвое меньше (по водоизмещению) своих американских «братьев по классу».

Дело в том, что нынешние европейские концепции, в отличие от американских, никакого штурма берега не предусматривают. Европа собирается проводить разного рода «миротворческие операции», в которых их противниками будут иррегулярные формирования, не имеющие ни флота, ни авиации, ни даже нормальных сухопутных войск. Соответственно, европейские УДК представляют собой своеобразные плавучие базы морской пехоты, где действующие на берегу силы получают расходные материалы для ведения боевых действий, а также могут подлечиться и отдохнуть. Заодно УДК становятся плавучими пунктами управления операциями, проводящимися на берегу. Собственное оборонительное вооружение этих кораблей является чисто символическим, эскорт им тоже ни к чему, ведь противник не способен их достать. Тем не менее некоторые УДК могут выполнять функции легких авианосцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Транспорт будущего Транспорт будущего

Вот уже шесть лет мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами

ТехИнсайдер
История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк

Почему столица США «переехала» из Нью-Йорка в Вашингтон?

ТехИнсайдер
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Импульсивность макаков-крабоедов связали одновременно с агрессивностью и дружелюбием Импульсивность макаков-крабоедов связали одновременно с агрессивностью и дружелюбием

Как связаны импульсивность и поведение у приматов и людей?

N+1
Индийская космическая программа Индийская космическая программа

Планы, которые строит Индийская организация космических исследований ISRO

Наука и техника
Колядки и гадания на святки: подборка мистических книг Колядки и гадания на святки: подборка мистических книг

Что почитать о мистике, святках и гадании?

СНОБ
Всего две точки над «е»: приключения одной буквы Всего две точки над «е»: приключения одной буквы

Как и откуда взялась буква Ё?

Знание – сила
Высота потолков, этаж и вид из окна: как выбрать жилье, в котором вам будет комфортно Высота потолков, этаж и вид из окна: как выбрать жилье, в котором вам будет комфортно

Неочевидные критерии, на которые стоит опираться при выборе квартиры

Правила жизни
Иван Фролухин. Frantsuza Bistrot, С.-Петербург Иван Фролухин. Frantsuza Bistrot, С.-Петербург

Шеф-повар из Duo Band запустил ренессанс французской кухни по всей России

Собака.ru
MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули

Мы ждали от «Брата-3» худшего, а получили еще более другое.

Maxim
Как я пережила отопительный коллапс в Климовске: личная история и советы эксперта Как я пережила отопительный коллапс в Климовске: личная история и советы эксперта

Как себя вести, если события в жизни заставляют чувствовать себя жертвой?

Psychologies
Маски шоу: история легендарных советских художников Кукрыниксов Маски шоу: история легендарных советских художников Кукрыниксов

Как Кукрыниксы стали легендарными художниками?

Правила жизни
Ранние психозы связали со сниженным объемом серого вещества головного мозга Ранние психозы связали со сниженным объемом серого вещества головного мозга

Психоз с ранним началом пациентов связан с меньшим объемом серого вещества

N+1
Первый внедорожник от Porsche Первый внедорожник от Porsche

Porsche 597 мог плавать и преодолевать подъёмы, благодаря «ползучей» передаче

4x4 Club
Бог из машины Бог из машины

Вышедший из-под контроля сверхчеловеческий интеллект – наше обозримое будущее?

Вокруг света
Как тепло циркулирует в подледном океане Европы Как тепло циркулирует в подледном океане Европы

Ученые построили модель разогрева океана спутника Юпитера Европы

ТехИнсайдер
Крупнейших приматов в истории погубило изменение климата Крупнейших приматов в истории погубило изменение климата

Гигантопитеки не смогли приспособиться к более сухому и сезонному климату

N+1
Воры времени: как вести себя с людьми, которые могут разговаривать часами напролет Воры времени: как вести себя с людьми, которые могут разговаривать часами напролет

Как отстоять границы в общении с ворами времени?

Psychologies
Обаяние антуража Обаяние антуража

Суперъяхта Amels 60 Entourage, второе судно линейки Amels 60 Limited Editions

Y Magazine
Режиссер Шон Дуркин рассказал о своем новом фильме «Стальная хватка» — истории пути семьи великих чемпионов Режиссер Шон Дуркин рассказал о своем новом фильме «Стальная хватка» — истории пути семьи великих чемпионов

Их жизнь — изнурительные тренировки перед грядущим сражением

Maxim
Лаборатория ярких ощущений Лаборатория ярких ощущений

У человека есть пять основных чувств, и их утрата – нелегкое испытание

Зеркало Мира
Самая глубокая лаборатория в мире для изучения темной материи построена Китае Самая глубокая лаборатория в мире для изучения темной материи построена Китае

В Китае начала работу самая глубокая и крупная в мире подземная лаборатория

ТехИнсайдер
3 верных признака фальшивой улыбки 3 верных признака фальшивой улыбки

Может ли быть улыбка неискренней и, если да, как это понять?

Psychologies
Внутренний покой: как сохранять равновесие дома, на работе и в дороге Внутренний покой: как сохранять равновесие дома, на работе и в дороге

Что может сделать каждый, кто хочет улучшить свое состояние?

Psychologies
Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!» Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!»

Сценический образ Надежды Бабкиной узнаваем в любом уголке нашей страны

Лиза
Юки-онна: как героиня японской мифологии вдохновляет создателей аниме и покемонов Юки-онна: как героиня японской мифологии вдохновляет создателей аниме и покемонов

Почему японская Снежная королева не подчиняется патриархальным традициям?

Forbes
Археологи изготовили каменные топоры и порубили ими деревья Археологи изготовили каменные топоры и порубили ими деревья

Эксперименты помогут разобраться с функциями древних артефактов

N+1
Понемногу о многом Понемногу о многом

Первые железнодорожные линии от Дикого Запада до сонного Востока

Знание – сила
«Сложная болезнь»: как психотерапевты помогают алкоголикам — 4 ключевых шага «Сложная болезнь»: как психотерапевты помогают алкоголикам — 4 ключевых шага

Из каких этапов состоит работа над алкоголизмом вместе с психотерапевтом?

Psychologies
Хорошее отношение к туалетам Хорошее отношение к туалетам

«Идеальные дни»: тихая повесть о человеке, который видит свет

Weekend
Открыть в приложении