Застенки арта
Вместе с уличной модой и уличными танцами наш культурный ландшафт меняет стрит-арт. Уличное искусство, которое еще недавно считали одной из форм вандализма, добилось официального признания. Сегодня муралы (огромные рисунки, занимающие целые стены многоэтажек) добавляют красок серым спальным районам (пример — прошедший осенью 2022 года в подмосковной Балашихе фестиваль “Культурный код”) и становятся зеркалом того, что происходит в мире. MT заглянул в это зеркало.
Мы привыкли к тому, что произведения искусства находятся за стенами музеев, но уличное искусство переворачивает эту концепцию с ног на голову и словно выворачивает музей наизнанку — в картинную галерею превращается сам город. Для знакомства с этими картинами не нужно покупать билет и заходить куда-то — наоборот, достаточно выйти из дома. Отсюда и иная аудитория — искусство улиц обращено не к узкой прослойке ценителей, а абсолютно ко всем.
Что бы ни происходило в мире, это находит отражение в работах уличных художников. Герои и антигерои реального мира, актуальные персонажи литературных и кинопроизведений продолжают свою жизнь в работах мастеров стрит-арта. Впрочем, не стоит думать, что это примета только нашего времени.
Мурализм имеет свои корни, которые уходят глубоко в историю. Монументальная живопись была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, большая часть искусства майя также была именно настенной.
Мозаика Древнего Востока, фрески Византии, витражи европейского Средневековья — по сути, во все времена люди украшали стены храмов, своих домов и дворцов своих господ.
Настоящее возрождение монументального изобразительного искусства случилось в Мексике в 1920-х годах, когда, как и сегодня, стены стали рассказывать о том, что творится в мире. Как пишут искусствоведы, “мексиканская монументальная живопись — порождение революции и ее летопись”.
Активнее всех эту летопись вели три великих латиноамериканца — художники Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско, который вообще называл монументальную живопись важнейшим из искусств, аргументируя тем, что эта форма “не может служить личным целям: ее нельзя спрятать для выгоды определенного, привилегированного меньшинства. Она для народа”.
Первую внушительную настенную роспись сделал именно Ороско, использовавший в качестве своего полотна фасад родной школы.
Власти Мексики с удовольствием давали возможность художникам расписывать официальные учреждения. Но слава монументалистов распространилось далеко за пределы их родной страны. Например, Сикейроса в начале 1930-х пригласили преподавать в одну из художественных школ Лос-Анджелеса, тогда же ему заказали расписать пару фасадов, но обе работы, “Митинг на улице” и “Тропическая Америка”, оказались слишком радикальны для американского общества тех лет. Впрочем, это был не самый громкий конфликт, связанный с мастерами стрит-арта.