Прототанки
Не все безумные идеи безумных военных изобретателей дошли до конвейера. Даже немного жаль...
Давно известно, что соревнование брони и снаряда не может быть окончательно выиграно ни одним из этих двух соперников. Но ведь так хочется получить в свои руки абсолютное оружие! Это нормальное желание человека, и благодаря ему во все времена делалось множество удивительных открытий и изобретений. Однако в сочетании с сомнительной технической грамотностью или при избытке инженерной фантазии (да-да, инженерам это качество тоже присуще) такое творческое начало порождает прожекты, потрясающие воображение и убивающие здравый смысл на корню. На бумаге чудо-машины смотрятся впечатляюще, а вот до воплощения таких монстров в металле дело, к счастью, чаще всего не доходило. Давайте для начала заглянем в эпоху Первой мировой войны. После нее безумные изобретатели отнюдь не унялись, но начало было положено именно тогда: захватившая всю Европу война чрезмерно возбудила многие впечатлительные умы.
«Наземные поезда»
Первые бронированные вооруженные автомобили появились еще во время англо-бурской войны (1899–1902): для защиты своих коммуникаций британцы придумали бронепоезда. 15 ноября 1899 года осаду Ледисмита пытался прорвать один такой английский бронепоезд, но буры подорвали рельсы, в результате чего около 70 британцев (в числе их был военный корреспондент Уинстон Черчилль) попали в плен.
В 1900 году англичане создали бронепоезд, способный обходиться без уязвимого рельсового пути. Его тащил бронированный тягач-локомобиль «Фаулер», оснащенный двухцилиндровой паровой машиной системы компаунд, которая вращала широкие (аж 61 см – для уменьшения удельного давления на почву и лучшей проходимости) ведущие колеса с мощными стальными тракторными грунтозацепами. На тягаче находился запас воды в полторы тысячи литров и около 735 кг угля для топки, хотя можно было топить также дровами или даже сухим навозом. При использовании угля машина сжигала 356 кг на каждые 30 миль (42 км) пути, так что запаса хватило бы на перегон в 80 км.
Стальная броня толщиной 6,5 мм защищала машиниста, кочегара и оборудование от винтовочных пуль даже на дистанциях порядка 20 метров, то есть при стрельбе чуть ли не в упор. Весила такая машина 22 тонны, а мощности ее паровой машины примерно в 60 л. с. хватало для того, чтобы тащить три 5-тонные бронированные повозки-прицепа со стрелками и 6-дюймовыми гаубицами или же 4,7-дюймовыми полевыми орудиями внутри и еще две 6-дюймовые пушки на буксире. Кроме того, часть грузов можно было перевозить в дополнительных небронированных фургонах – «Фаулер» был способен буксировать до 60 тонн груза. «Коробка передач» тягача имела три скорости: 2, 5 и 8 английских миль в час (3,2, 8 и 12,8 км/ч соответственно). При необходимости можно было вытащить застрявший «наземный поезд» с помощью паровой лебедки.
Командующий британскими войсками лорд Робертс заказал шесть безрельсовых поездов «Фаулер Б-5» на заводе John Fowler and Co. Ltd в Лидсе, графство Йоркшир. Первые два были готовы в мае-июне 1900 года и в июле-августе отправились в Южную Африку. Еще два были закончены в октябре и отправлены в декабре 1901 года. А последние два так никогда и не были построены, в итоге лорд Робертс получил только четыре бронированных «Фаулера Б-5». Использование этих машин именно в качестве бронепоездов так и не состоялось. Слишком тихоходными они были, а чтобы взобраться на склон холма от тяжелого локомобиля приходилось отцеплять «вагоны», после чего он поднимался один и втаскивал потом к себе прицепы с помощью своей паровой лебедки. В результате броня с локомобилей была снята, и их использовали для транспортировки грузов в службе Имперских железных дорог.
А как же засады буров, против которых все это и создавалось? А никак. С бурами к тому времени справились пехота и конница англичан, хотя и решив проблему защиты растянутых коммуникаций ценой больших потерь. В 1902 году война закончилась победой Великобритании.
«Сухопутные корабли»
Успешный опыт создания бронированных «вагенбургов» в Великобритании попробовали применить в новой реальности. Поскольку изрытое воронками и траншеями поле боя далеко не то же самое, что африканская саванна, новые «наземные поезда» должны были ездить уже на гусеницах. Правда, эпоха дредноутов дала им и новое название – «наземные корабли».