Писатель Григорий Служитель — о пейзажах и пряниках Свияжска
Писатель и актер Григорий Служитель делится впечатлениями о Свияжске — небольшом острове, примечательном, по его словам, удивительной, ни на что не похожей красотой
«А теперь посмотрите во-о-он туда», — сказал наш экскурсовод Валентин Павлович, немолодой мужчина с печальной нотой в голосе и смирением в глазах. Сказал и протянул руку в сторону пристани: «Осенью 1918 года к острову подплыла лодка, с нее сошел Лев Троцкий и спешно направился к площади, куда согнали все немногочисленное население Свияжска. Накануне на пьедестал поставили какую-то скульптуру и накрыли ее брезентом. Троцкий произнес короткую речь: «Граждане свободной России, сегодня и здесь, в городе, где веками эксплуататоры морочили голову трудовому народу, мы открываем памятник первому бунтарю и религиозному протестанту в истории Иуде Искариоту. Ура, товарищи!» Тут, значит, брезент стянули, и народ ахнул: гипсовая статуя изображала, так сказать, мужчину с угрожающе поднятым кулаком к небу, веревкой на шее и совершенно босого. И вот кто-то из толпы заметил: «На революцию они деньги нашли, а на обувку Иуде уже не хватило». Вы — артисты, — продолжил экскурсовод, — воображение у вас, значит, что надо. Сами можете представить судьбу этого самого выкрикнувшего». И мы представили. Мы же артисты.
Да, мы артисты, и наш театр «СТИ», в котором я играю уже много лет, впервые оказался на гастролях в Татарстане. Свияжск находится в полутора часах езды от Казани и представляет собой остров в том месте, где река Свияга впадает в Волгу. Город был заложен в середине XVI века по приказу Ивана Грозного с целью создать военный лагерь или форпост для последующего захвата Казани. Сотни деревянных домов были фактически доставлены сюда в разобранном виде вплавь по Волге из Углича. На песчаном берегу Свияжска их аккуратно разложили и собрали строго согласно инструкциям. Такая вот средневековая ИКЕЯ. О высадке русского десанта на остров сохранился фрагмент летописи: «Месяца маиа 24 в Неделю всехъ святыхъ царь Шигалей и воеводы пришли на Свиягу, и вылесчи воеводы великаго князя изъ судовъ, начаша лесъ сещи, где быти городу».