Марсианские хроники: почему марсоход NASA «Персеверанс» может совершить революцию в исследовании космоса (даже если не найдет на Марсе жизнь)
30 июля 2020 года ракета «Атлас-5» отправила в путь к Марсу планетоход «Персеверанс» — самый продвинутый из всех аппаратов такого рода в истории. Вопреки надеждам оптимистов, ему не суждено ответить на самые острые вопросы изучения Красной планеты — включая вопрос о том, есть ли на ней жизнь. И тем не менее, если все пойдет хорошо, ему суждено открыть новую эру в изучении других планет. Именно эта миссия впервые в истории человечества должна запустить воздушное судно под чужим небом. Она же рискует стать первой собравшей марсианский грунт для его последующего изучения на Земле. Почему это так важно и при чем тут древний марсианский климат — рассказывает Esquire.
30 июля 2020 года в 14:50 по Москве ракета оторвала от Земли новый марсоход NASA — самый продвинутый из всех, когда-либо создававшихся людьми. Его задача — высадка в районе кратера Езеро, в прошлом представлявшего собой полноценное озеро (а рядом – высохшая дельта когда-то впадавшей в него реки). Кстати, созвучие неслучайно: кратер открыли в 2007 году и назвали в честь города Езеро в бывшей Югославии. А на местных языках «езеро» и означает «озеро» — потому неправы те СМИ, которые пишут это название как «Джезеро».
Ранее с помощью снимков с орбиты Марса NASA установило, что по краю кратера идет полоса карбонатных пород. Это соли угольной кислоты, которые в земных условиях часто ассоциируются с жизнью. На нашей планете именно из карбонатов состоят и раковины морских беспозвоночных, и скелеты кораллов, и — что в случае Марса более вероятно — так называемые строматолиты. Это ископаемые остатки древних цианобактериальных матов — толстых образований в районах активной деятельности цианобактерий.
Древняя Земля, по условиям близкая к древнему Марсу, несет много следов таких строматолитов – самые старые из них имеют возраст 3,7 миллиарда лет. В теории именно под карбонатным «языком» пород у края кратера Езеро вероятнее всего найти следы былой марсианской жизни
К сожалению, не все будет так просто: бурить глубоко «Персеверанс» не сможет, как и вообще все аппараты, когда-либо доставленные людьми на Марс. Но всегда есть шансы встретить обнажение более древних пород — и все-таки найти строматолиты, прояснив вопрос с наличием на четвертой планете жизни.
«Кьюриосити» на стероидах?
На первый взгляд может показаться, что «Персеверанс» – просто «усиленная» версия уже бороздящего Марс планетохода «Кьюриосити». Правда, тот весит всего 900 килограмм, а «Персеверанс» («Настойчивость») — уже 1025 килограмм, солидно больше. Главная причина роста массы — усиление колес аппарата. Алюминий их ободьев стал намного толще, диаметр вырос с 500 до 525 миллиметров, а титановые спицы обрели изогнутую форму. Сделано это все потому, что колеса базового «Кьюриосити» сильно поизносились за эти годы, хотя он и проехал меньше 23 километров за 2915 земных суток своей работы. Очевидно, прежние колеса были чересчур уж легки — так что их усиление было неизбежным.
Другой источник роста массы — новая роботизированная рука-манипулятор и чуть увеличенная общая масса научных приборов. Система питания марсохода осталась прежней — за исключением, разумеется, «импортозамещения». «Кьюриосити» и «Персеверанс» имеют одинаковые по форме источники питания — радиоизотопные генераторы на плутонии-238. При массе 45 килограмм мощность такого устройства лишь 110 ватт — как у лампочки накаливания. Менее пяти килограмм занимает сам плутоний. Но если на ныне работающем марсоходе Pu-238 из России, то на «Настойчивости» — из США. Москва после 2012 года отказала Штатам в дальнейших поставках новых партий изотопа, поэтому его снова стали выпускать в Америке.
«Мозг» у «Персеверанс» такой же, как и у предшественника: два дублирующих друг друга компьютера, второй из которых заработает, только если сломается первый. Каждый из них содержит процессор PowerPC 750 частотой 200 мегагерц с оперативной памятью 256 мегабайт (плюс 2 гигабайта постоянной памяти на флеш-накопителях).
Да, как ни странно это звучит, марсоход 2020-х годов по скорости процессора недалеко ушел от второго пентиума из XX века — и сильно уступает любому смартфону наших дней. Это неудивительно: космическая радиация выведет из строя обычный транзистор, а устойчивая к радиации электроника — далеко не такая шустрая, как обычная. Кроме того, PowerPC 750 потребляет не более пяти ватт мощности, на порядок экономичнее процессоров ПК. Это очень важно для планетохода, с источником питания электрической мощностью как у лампочки накаливания.