Мальчики в юбках: зачем афганским детям внушают, что они другого пола
Весь мир поражен жестокими нравами Афганистана, где сегодня снова опасно жить. Казалось бы, что еще может таить в себе ограниченная и кровожадная культура этой страны? На самом деле многое. Очень странное, печальное и непостижимое.
Рассказываем про традиционный афганский обычай растить детей в соответствии с рамками другого гендера и то, как это влияет на жизнь этих детей.
Афганистан — страна, в которой страшно быть женщиной. При этом местный режим веками умудряется закрывать глаза на определенные двойные стандарты. Мы сейчас про культуру бача, из-за которой некоторые девочки с первых лет жизни считают себя мальчиками, а мальчики, в свою очередь, становятся женственными и навсегда лишаются свободы в привычном понимании этого слова.
Многовековая традиция бача
История Афганистана насчитывает десятки веков существования. И если верить историческим данным, еще почти тысячу лет назад в регионе появилась определенная забава — смотреть на юных мальчиков в роскошных одеяниях, которые танцуют эротические танцы и зовут себя бача-бази. Естественно, что допускались и допускаются к этому зрелищу исключительно мужчины.
И тут возникает вполне логичный вопрос: а зачем вообще таким брутальным и суровым восточным мужчинам смотреть на то, как танцуют подобные им?
Судя по историческим заметкам путешественников, которые пытались познать Афганистан, раньше бача-бази считались великими артистами, попасть в ряды которых — великая милость судьбы. Будущие «артисты» отбирались среди худых мальчишек, отличающихся гибкостью. Причем чаще всего ребята были сиротами или происходили из предельно бедных семей.
Бача-бази пели и плясали перед мужчинами вовсе не в закрытых рубахах и шароварах, как принято там ходить. Их костюмы, похожие на платья, шились из тончайших полупрозрачных тканей с блеском или богатой отделкой камнями. Чаще всего мальчики носили длинные волосы и даже пользовались косметикой. В общем, делали всё, чтобы походить на женщин.
Однако не только танцами и пением обходились забавы местных с переодетыми мальчиками. Так описывает великий русский художник Василий Верещагин свое знакомство с бача-культурой. Правда, уточняет, что всё происходило уже после «официальной» части, за закрытыми дверями.
«Вхожу я в комнату и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький бача. Он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, мужчины разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые. Все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на бачу. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества. Кому выпадет честь подать что-либо баче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на