Лучшие дома Помпей
18 февраля 2020 года Археологический парк Помпей торжественно открыл для посетителей три новых дома. Но уже 8 марта все музеи, библиотеки, архивы, театры и прочие общественные культурные учреждения Италии закрылись на карантин в связи с угрозой распространения коронавируса. Теперь с музейными коллекциями можно познакомиться разве что в сети. Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает читателям N + 1 воспользоваться такой возможностью и заглянуть в жилища древних помпейцев.
Дом Фавна
Помпеи — не очень большой город в провинции, поэтому многоэтажных инсул-«человейников», как в столице, здесь не было. Инсулой в Помпеях называется обычный квартал, в котором, как правило располагалось два-три жилых дома и до десятка лавочек-таберн. Некоторые дома были столь велики, что в одиночку занимали всю инсулу. Таков, например, Дом Фавна площадью почти 3000 квадратных метров.
Больше половины его территории занимают два прекрасных перистиля — открытые пространства с клумбами, редкими деревьями, дорожками и фонтаном. Но и для жилых покоев хозяин не жалел средств. Отделка дома была сделана в I «стиле» (о помпейских «стилях» мы уже рассказывали), простом, но весьма выразительном, поскольку мастера с помощью штукатурки и краски имитировали дорогой отделочный камень и архитектурные элементы: колонны, пилястры, карнизы и прочее.
Этот «стиль» был распространен в Помпеях во II веке до нашей эры, когда город еще принадлежал местным италийским племенам — оскам и самнитам. Сохраняя эту древнюю отделку на протяжении столетий, подновляя и реставрируя ее, хозяева давали понять гостям, что не гонятся за модой, привержены традициям и простоте предков.
Наиболее впечатляющими элементами интерьеров этой городской усадьбы, наверное, стоит считать его напольные мозаики. Перед монументальным строгим порталом дома прямо на тротуаре гостей встречала простая мозаика с латинским словом HAVE — «здравствуй», выложенная плитками из цветного известняка.
Стены по обе стороны от входа несли на себе множество надписей, из которых практически ничего не сохранилось. Значит, эта улица обладала высокой проходимостью, что неудивительно, — в нескольких минутах ходьбы от Дома Фавна располагались Форумные термы и сам Форум.
В фауцах — «предбанничке» перед коридором-вестибулом, где привратник встречал гостей, сразу за распахнутыми дверями портала на высоте второго этажа были устроены две обманки — «фасады» храмов-ларариев. Пол фауцев украшен геометрической мозаикой из треугольников цветного известняка.
Далее взгляд прохожего, несомненно, приковывала потрясающая мозаика, изображающая гирлянды из листьев, цветов и плодов с двумя вплетенными в них трагическими масками. Сразу становилось ясно — хозяин дома не чужд прекрасному. Строгий I «стиль» отделки стен фауцев и вестибула давал понять — здесь живут люди со вкусом, но без склонности к вычурности.
Отсюда, от входа, всем, кто заглядывал в дом с улицы, был виден просторный атрий — место, где ждали хозяина дома его клиенты и вольноотпущенники. В Древнем Риме считалось хорошим тоном не скрывать от сограждан свою парадную жизнь. Эта жизнь — общественная, социальная — составляла бóльшую часть существования древнего римлянина.
Дорога от дома до форума, храмов, терм, общение в городе, посещение театров и гладиаторских боев — все в этой жизни было наполнено вниманием сограждан. Атрий — допустимый уровень проникновения общества в дом римлянина.
Атрий Дома Фавна так же, как и входная зона, был в отделке изысканно прост: I «стиль» на стенах, полы из лавового цемента с вкраплениями мраморных кусочков и снова геометрическая мозаика, перекликающаяся с такой же в фауцах. В атрии она украшает имплювий — небольшой бассейн в центре помещения, предназначенный для сбора дождевой воды.
Вода попадала в имплювий сквозь отверстие в крыше над ним — комплювий, игравший роль еще и светового окна, и воздуховода. Бортики имплювия часто украшали небольшой скульптурой, в Доме Фавна стоит бронзовый фавн, давший имя всей городской усадьбе. Конечно, это не оригинал — тот находится в Неапольском археологическом музее, как, кстати, и мозаика с гирляндами из вестибула.