Скотт Маккуайр о перспективах власти Google и Facebook и новом типе города

ForbesРепортаж

«Любое пространство сегодня превращается в базу данных»: профессор урбанистки о том, как Google берет города под свой контроль

Австралийский урбанист и медиатеоретик, профессор Мельбурнского университета Скотт Маккуайр обсудил с Forbes Life перспективы будущей власти Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), значение трагедии 11 сентября, причины «арабской весны» и новый тип города, который дети понимают лучше взрослых.

Марина Анциперова

47978212242_040e96e746_o.jpg__1569318842__50523.jpg
Фото Strelka

Современный город уже невозможно отделить от медиа, считает Скотт Маккуайр, доктор наук в области исследований медиа, профессор школы культуры и коммуникаций в университете Мельбурна. В итоге получается то, что он называет «медийным городом». Этому термину посвящена и его книга Геомедиа — о том, как экраны, фотографии, камеры слежения, смартфоны и другие медиаинтерфейсы определяют и формируют пространство современного города. Марина Анциперова поговорила с теоретиком городов о том, почему будущее из наших фантазий наступило уже сейчас.

В вашей книге вы называете 11 сентября днем, когда началась новая эра, — в тех аспектах, которые касаются распространения новостей, нашего взаимодействия с медиа, получения информации, ее воздействия на нас. Что вы имеете в виду? Почему именно этот момент стал переломным?

Как я и писал в своей книге, телевидение стало средством жутковатой передачи травматического опыта. Тот факт, что разница между двумя самолетными ударами составила 17 минут, позволила телекамерам приготовиться — и то, как второй самолет врезался в башню, было показано в прямом эфире. Пожар продолжался почти час, и мы могли видеть это в прямом эфире, то как плавилась арматура и обрушалась башня — катастрофа такого масштаба впервые разворачивалась на наших глазах на экране телевизора в реальном времени.

Как это изменило нашу жизнь? В чем, на ваш взгляд, состоит главное отличие городов, в которых мы живем сегодня, от городов XX века?

Эти различия можно сформулировать по-разному, но суть их всегда заключалась в способах коммуникации. Крупные компании позволяют нам общаться посредством технических устройств, когда мы перемещаемся по городу. И когда я говорю «общаться», нужно иметь в виду, конечно, что устройства и сети передают все бОльшие объемы информации о нас. Здесь и кроется дилемма: развитие технологий дает нам большую свободу передвижения, но и дает технологиям бОльшие возможности следить за нашим поведением.

Многие футурологи предсказывают, что города будущего будут переполнены экранами и умными технологиями. Но с точки зрения горожан эти перемены могут быть не так очевидны. Допустим, кто-то уснул на последние тридцать лет не факт, что он заметит, как все вокруг изменилось. Какие конкретные факторы вы бы могли выделить?

Мы все больше и больше делимся информацией. Вы заметили, что города заполняют огромные экраны. Но это еще не все. Есть экраны на фасадах крупных зданий, но есть и те экраны, которые люди носят с собой. Это очень личная сфера, но она тоже меняет то, как функционируют общественные пространства города. Если раньше мы воспринимали медиа как нечто отдельное, то сейчас мы разговариваем с технологиями лицом к лицу. И вы можете это наблюдать на самых простых уровнях: сейчас, когда я сижу и разговариваю с вами, мой экран мигает и мое внимание переключается. Это может быть сообщение от моего сына, который отправил его, находясь за 12 000 км. Оно приходит моментально, поэтому вы находитесь во всех этих различных пространствах одновременно. Новый главный вопрос состоит в том, как эти связи множат наше внимание или фрагментируют, дробят, расширяют, разнообразят сферу нашего внимания.

В вашей книге вы говорите о технологиях и инновациях, созданных различными компаниями. Из нее, кстати, не очень понятно, критикуете вы Google Street View за неэффективность, или нет. Какие технологии, на ваш взгляд, определили наш мир?

Google Street View — это действительно интересный пример. Я размышлял об образах города и о том, как первые фотографы запечатлевали их. В XIX веке изготовить снимок было еще непросто. Камеры фиксировали объекты медленнее, и снимать движущиеся предметы было той еще задачей. Если объект двигался, он фактически становился невидимым для камер. Постепенно с XIX по XX век мы начинали замечать новые способы изображать город, фиксировать жизнь города и различные предметы в подвижных снимках, и это оказало на людей большое влияние. Люди в начале XX века говорили: «О, потрясающе, это новый вид изобразительного искусства». Художники развивали кинематографическое видение города. В начале XXI века, когда я увидел Google Street Views, я почувствовал что-то подобное: меня поразили масштабы задачи, сам факт, что мы можем выйти на каждую улицу каждого города мира и сохранить панорамные снимки в базу данных. Чем дольше я об этом думал, тем четче я понимал: это не то же самое, что кино или даже фотография. Даже если мы говорим о снимках. Речь идет о сборе данных, способе превратить физические пространства в базу данных о человеке. Конечно же, Google Street Views — часть Google Maps. Я думаю, что Google Maps — это одна из технологий, которые заметно меняют мир, потому что она позволяет нам как ориентироваться в мире, так и связывать информацию и сервисы с пространством.

Считаете ли вы, что сегодня мир и города стали более безопасным местом более понятным, более структурированным?

Это очень хороший вопрос. Я думаю, мы можем посмотреть на эту ситуацию на разных уровнях. Например, возможности спутниковой фотографии или геоданные позволяют нам замечать в городах определенные закономерности. Тысячи спутниковых снимков города можно приближать или отдалять, на них различимы отдельные лица. Позволяет ли нам это полнее понять город? Я не уверен, мне кажется, что в этом и заключается сложность города, связь между малыми деталями и средой в целом. Это одна из причин, почему так интересно именно жить в городе, рассматривать фонарики или стикеры на стенах, или еще какие-то мелочи — и чувствовать себя частью чего-то большего. На протяжении всего Нового времени люди мечтают о том, чтобы действительно понять город, постичь его природу, будь то через тексты, будь то через фотографии, будь то через фильмы. Сейчас мы доверили свою мечту компьютеризации и новым технологиям, которые позволяют нам работать с распознанием закономерностей. Конечно, это даст нам новое знание. Но даст ли нам это новое понимание города? Может быть, наше понимание города основано не на данных или информации, но на историях, на нарративе, другом подходе к упорядочиванию.

С другой стороны, тревожным людям жить в городе стало проще: мы знаем, куда приедет такси, кто будет за рулем, мы знаем, где в городе лучшие кафе, потому что они получили девять баллов на Foursquare. Может быть, мы даже знаем заранее, кого из знакомых там встретим, поэтому город в определенном смысле становится более прозрачным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как Маша Грекова дает новые возможности людям с ментальными особенностями Как Маша Грекова дает новые возможности людям с ментальными особенностями

Как «горячее сердце» помогло создать экосистему поддержки людей с инвалидностью

Forbes
Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений

Почему Хидэо Кодзиму так любят в России

РБК
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
Вечно молодые?.. Вечно молодые?..

Взрослеть больше необязательно?

Лиза
Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора» Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора»

Почему голливудский фильм «Анора» стал сенсацией в мире кинематографа

Psychologies
10 самых красивых гимнасток России — девушки со стальным характером 10 самых красивых гимнасток России — девушки со стальным характером

Они грациозны, женственны и… очень трудолюбивы!

Cosmopolitan
Как захотеть снова заниматься сексом? Как захотеть снова заниматься сексом?

Любителям долгих отношений посвящается

GQ
Как выбрать выпрямитель для волос Как выбрать выпрямитель для волос

Разбираемся, как выбрать утюжок для волос и какое покрытие пластин будет лучше

CHIP
Юлия Хлынина: «Вечно мучаю себя самокритикой» Юлия Хлынина: «Вечно мучаю себя самокритикой»

Встретилась с исполнительницей одной из главных ролей в сериале «Коллцентр»

Grazia
Как заманить инвестора Как заманить инвестора

Российские регионы активно борются за инвестиции

Эксперт
Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис

В кризис Россия, как ни удивительно, может оказаться в не самом худшем положении

Forbes
Как с уходом Демны Гвасалии из Vetements закончилась новая фэшн-волна Как с уходом Демны Гвасалии из Vetements закончилась новая фэшн-волна

Вместо лозунгов нас, возможно, ждет возрождение фэшн-дизайна

РБК
Просто не мешайте: что должны делать мужчины, чтобы их женщинам было проще строить карьеру Просто не мешайте: что должны делать мужчины, чтобы их женщинам было проще строить карьеру

Каковы самые популярные пожелания женщин к партнеру, начальнику и коллегам?

Forbes
Пекарь из Бермео: как Михаил Кожухов разгадал загадку Страны Басков Пекарь из Бермео: как Михаил Кожухов разгадал загадку Страны Басков

Все секреты Страны Басков от философствующего пекаря Педро

Forbes
Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков

Российский рынок онлайн-ретейла быстро растет, но у него есть несколько проблем

Forbes
Компания, которая должна была стоить $100 млрд: что происходит с крупнейшей сетью коворкингов в мире WeWork Компания, которая должна была стоить $100 млрд: что происходит с крупнейшей сетью коворкингов в мире WeWork

Вокруг компании WeWork не утихают страсти

Forbes
Сила мысли Сила мысли

Новая работа «Архитектурной мастерской Нины Прудниковой» — интерьер timeless

SALON-Interior
Что вы не знали о Брижит Бардо Что вы не знали о Брижит Бардо

Не только талантливая актриса и секс-символ шестидесятых

GQ
Стоит ли мужчине красить ногти? Стоит ли мужчине красить ногти?

Мальчики, записываемся на ноготочки

GQ
«Даже неудобно вас о таком просить»: полная расшифровка беседы Трампа и Зеленского «Даже неудобно вас о таком просить»: полная расшифровка беседы Трампа и Зеленского

Содержание телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского

Forbes
Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу

«Уйти в никуда» — новый черный среди миллениалов

Forbes
3 главных причины, почему каждому необходимо завести дневник или блог 3 главных причины, почему каждому необходимо завести дневник или блог

Ведение собственного дневника имеет очень много преимуществ

Playboy
Тест-драйв: как современные технологии помогают улучшить сон Тест-драйв: как современные технологии помогают улучшить сон

О важности сна и вреде «социального джетлага» сегодня беспокоится каждый

Forbes
Какие российские бренды носят западные знаменитости Какие российские бренды носят западные знаменитости

Как российские бренды сотрудничают со знаменитостями и влияет ли это на продажи

РБК
Бизнес, который любит тишину: самые закрытые российские частные компании Бизнес, который любит тишину: самые закрытые российские частные компании

Самые закрытые из крупнейших компаний России

Forbes
«Китай не может быть партнером в принципе»: экономист Олег Вьюгин о новом кризисе и дружбе с Китаем «Китай не может быть партнером в принципе»: экономист Олег Вьюгин о новом кризисе и дружбе с Китаем

10 мыслей профессора Высшей школы экономики Олега Вьюгина

Forbes
К бою готовы! К бою готовы!

Звездные родители первоклашек рассказали, какие наставления дали детям

StarHit
«Правда на моей стороне»: первое интервью экс-гендиректора «Рольфа» после возбуждения уголовного дела «Правда на моей стороне»: первое интервью экс-гендиректора «Рольфа» после возбуждения уголовного дела

Татьяна Луковецкая впервые прокомментировала предъявленное обвинение

Forbes
Диана Вишнева: Пример для подражания Диана Вишнева: Пример для подражания

Она уже 23 года – прима-балерина Мариинского театра и образец успешной карьеры

Cosmopolitan
Как выглядит новая коллекция Molly Goddard Как выглядит новая коллекция Molly Goddard

О том, как создавать вещи, которые женщины захотят носить всю жизнь

Vogue
Открыть в приложении