Алло, вас грабят!
5 новых схем финансового мошенничества
Злоумышленники используют все более изощренные сценарии для хищения денег. В результате тысячи людей теряют свои сбережения, которые порой копили годами. Знание о том, как противодействовать мошенникам, поможет в нужную минуту принять правильное решение.
1Помощь с компенсацией похищенных денег
Преступная схема. Мошенники звонят человеку, который недавно потерял деньги, и предлагают ему оформить компенсацию за похищенные средства. Предварительно они создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, через смс или мессенджеры. Иногда звонят по телефону.
Доверчивых граждан злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А затем, получив эти данные, похищают у человека оставшиеся сбережения.
Что предпринять? Клиент банка вправе рассчитывать на возврат похищенной суммы лишь в том случае, если он самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленникам свои личные и финансовые данные. Если же деньги списали без согласия владельца счета, ему необходимо незамедлительно обратиться в банк, заблокировать карту и в течение суток после происшествия в отделении банка написать заявление о несогласии с операцией.
2Проверка данных счета на предмет утечки
Преступная схема. Злоумышленники предлагают проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы мониторящий утечку банковских сведений. Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого они могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в других целях.
Что предпринять? Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений! Нельзя вводить данные своего счета или карты (номер, срок действия, проверочный код, указанный с оборотной стороны карты) и персональные данные (номер паспорта, дату рождения, адрес и др.) на сомнительных ресурсах. Также не стоит переходить по ссылкам из подозрительных электронных писем или смс-сообщений.
3Сообщение о дефиците наличных средств
Преступная схема. Мошенник, представляясь сотрудником банка, звонит и сообщает об актуальной проблеме: дефиците как наличных рублей, так и валюты. Далее предлагает перевести деньги с карты или банковского счета на не кий «специальный счет», с которого впоследствии человек якобы сможет беспрепятственно снять средства. Для открытия такого счета злоумышленник запрашивает финансовые данные – номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий смс-код от банка. Узнав эти сведения, преступники получают доступ к счету жертвы и переводят средства с него на мошеннические счета.
Что предпринять? При поступлении такого телефонного звонка лучше всего немедленно прервать разговор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону личные и финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или смс-код. Для проверки и уточнения ситуации стоит позвонить в банк – но только по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации.
4Перевод денег на «специальный» счет Центробанка
Преступная схема. Клиенту банка звонят с сообщением о том, что прямо сейчас кто-то пытается похитить деньги с его счета. И для сохранности средств нужно перевести их на «специальный» счет в Центробанке. На самом деле счет, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники используют в схеме упоминание ЦБ, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы. Иногда, чтобы войти в доверие к человеку, звонящие могут напоминать о правилах безопасности – например, рекомендовать никогда не раскрывать свои финансовые данные.
Что предпринять? Банк России не работает с физическими лицами, не ведет их счета. Сотрудники ЦБ не звонят гражданам с какими бы то ни было вопросами. Поэтому, услышав такое предложение по телефону, нужно немедленно прервать разговор.
5Оформление кредита
Преступная схема. Некий «сотрудник бюро кредитных историй» по телефону сообщает человеку, что на него или на его родственников мошенники пытаются оформить кредит. Вскоре ему снова звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких неизвестные лица действительно оформляют кредит. Чтобы предотвратить незаконное оформление, необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неизвестные лица по его паспортным данным. Для убедительности злоумышленники просят жертву действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секретная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. А попутно выясняют, услугами каких банков пользуется жертва. Чтобы войти в доверие, интересуются, не терял ли человек документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли кому-то свои паспортные данные.
Что предпринять? Немедленно прервать разговор. Ни сотрудники банков, ни работники бюро кредитных историй не информируют клиентов об изменениях кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники.
Вадим Уваров, директор Департамента информационной безопасности Банка России
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; PR.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl