Лиза против всех: интервью с русской Тоней Хардинг – Елизаветой Туктамышевой
Чемпионка мира и 23-летний ветеран спорта – о четверных прыжках, работе с психологом и запуске первой линии одежды.
Помните оскороносный фильм «Тоня против всех»? Об американской фигуристке Тоне Хардинг, одной из первых женщин на планете, прыгнувшей тройной аксель. Его сложность заключается в том, что прыжок в три с половиной оборота исполняется с хода вперед. У спортсменов не слишком много времени, чтобы сгруппироваться, воспарить над ареной, и, на долю секунды зависнув в воздухе, почувствовать дно ледяного бассейна. Если хотите аксель – это «прыжок самоубийц». Карьера Хардинг завершилась рано – из-за судебных разбирательств и других скандалов, и то, что для американского спорта стало национальной трагедией, на языке кино превратилось в голливудский психологический блокбастер.
История русской Тони, фигуристки из Глазова Елизаветы Туктамышевой, не знакома людям за пределами катка. Вундеркинд, первая в истории России исполнительница тройного акселя начала выступать на взрослых чемпионатах страны в конце нулевых, в возрасте 12 лет. Вместе с будущей олимпийской чемпионкой, а тогда чересчур талантливой юниоркой Аделиной Сотниковой, они занимали первые ступени национального пьедестала. В 2013 году Туктамышева выиграла чемпионат России, и СМИ тут же окрестили ее главной надеждой на золото Сочи. Но что-то пошло не так, и в олимпийский сезон фигуристка стала десятыми коньками страны. В 17 лет спортсменка, воспитанница Алексея Мишина – тренера, работавшего с Евгением Плющенко, – лишилась олимпийских наград. Но карьера Туктамышевой продолжилась. Спорт покидали Липницкая и Сотникова, Родионова и Загитова, а она и дальше отбиралась на этапы Гран-при и попадала в призеры национального первенства. И сегодня, когда Лизе вот-вот исполнится 24, она – один из ветеранов российского женского фигурного катания (действующей чемпионке Анне Щербаковой только 16 лет. – Прим. GQ).
Встретившись с Туктамышевой в Петербурге, мы поговорили о том, как дети захватывают фигурное катание, четверные прыжки – женские одиночные программы, а сама она – новостную повестку и индустрию спортивной моды.
Вы можете вспомнить 2008 год, свой первый взрослый чемпионат России? Чем тот старт отличался от того, что был в этом году?
С тех пор произошла популяризация нашего вида спорта. Когда я начинала ездить на чемпионаты России, Ирина Слуцкая только завершила карьеру, и в женском одиночном катании образовался провал, люди без особого интереса ходили на соревнования. А то, что происходит последние шесть лет вообще не сравнимо с началом моего пути.
Речь о периоде после Олимпиады в Сочи?
Да. В Сочи была Юля Липницкая, Аделина Сотникова. После Олимпиады настало время, когда люди действительно полюбили фигурное катание.
Почему так случилось именно с вашим видом спорта? В Сочи побеждали и бобслеисты, и лыжники, и конькобежцы.
Думаю, в нашем виде была большая конкуренция, очень много хороших спортсменок на одну страну. Вот чемпионат России – это, считайте, самый сложный старт в сезоне. И первая шестерка наших спортсменок может конкурировать за первое место на Европе и за тройку на чемпионате мира. Видимо, популяризовало фигурное катание то, что наши девочки стали практически непобедимы, и людям стало интересно за этим наблюдать. Плюс, с приходом в жизнь интернета появились всякие скандалы, интриги и расследования, очень много обсуждений по поводу и без. В этом ключе о фигуристах тоже начали узнавать. И на Медведеву, Загитову, Косторную и так далее захотелось посмотреть.
Окей, а когда и в связи с чем появилась такая конкуренция в одном виде?
Тренд на омоложение женского фигурного катания, на мой взгляд, появился, когда мы с Аделиной Сотниковой начали ездить на взрослые соревнования и завоевывать призовые места, а иногда даже выигрывать.