Интервью с композитором Дмитрием Евграфовым, сооснователем приложения Endel

РБКHi-Tech

Композитор Дмитрий Евграфов — о работе с Граймс, творческих границах и шуме

Приложение Endel выпустило цифровую колыбельную, придуманную вместе с Граймс. Как такая поможет расслабиться и стоит ли бояться искусственного интеллекта, способного заменить композитора, в разговоре с нами рассказывает сооснователь Endel Дмитрий Евграфов

Анастасия Каменская

756061503998981.jpg
© Vika Bogodarskaya

Композитор, саунд-дизайнер и сооснователь приложения Endel Дмитрий Евграфов согласен с тем, что шума вокруг каждого из нас стало нестерпимо много. На улице, в магазинах, кафе, машинах и даже поездах мы окружены звуками, которые чаще всего врываются в нашу реальность, не поинтересовавшись никаким на то разрешением. Можно ли с этим бороться и если да, то как — вопрос хороший, и не задать его музыканту сложно. Встретившись в пространстве «Рихтер», участником музыкальной резиденции которого Евграфов был этим летом, мы обсудили новый проект Endel и канадской певицы Граймс, вопрос демонизации искусственного интеллекта и его влияния на музыкальную индустрию сегодня и в будущем, вспомнили недавний альбом Surrender и поговорили о переизбытке контента.

— Если предположить, что вам нужно рассказать о проекте Endel человеку, который еще о нем ничего не знает, как вы сами сформулируете ответ на вопрос «Кто вы такие»?

— Мы - музыкально-технологическая компания, которая делает функциональные генеративные саундскейпы для релаксации, фокусировки, сна. И мы делаем это с помощью искусственного интеллекта, генеративных каких-то техник, которые отчасти были навеяны второй половиной XX века, академической музыкой Стива Райха, Терри Райли и других композиторов. Со временем мы стали более глубоко в это смотреть, потому что когда-то, у истоков, мы ничего не понимали, просто хотели создавать персонализированную музыку. Мы адаптируем звук под время суток, под циркадные ритмы, под разные объективные и субъективные переменные. И видим, как музыка оживает, она трансформируется и подстраивается под тебя. Если у тебя есть определенная страсть, например, к какой-то одной тональности или к одному какому-то ходу, то алгоритм будет их генерировать в ответ, он будет иметь твой штрих, несмотря на то, что он достаточно сильно дезинтегрирован и реструктуризован.

— Вы недавно выпустили проект с Граймс, придумали вместе цифровую колыбельную. Это, конечно, эффектно, когда российская команда объединяется с одной из главных поп-музыкальных футуристок.

— Вообще план сделать коллаборацию с каким-то артистом у нас зрел очень давно, мы хотели попробовать технологию, которую строим, именно под этим углом. Мы не ученые и не то чтобы программисты, хотя есть у нас в команде и программисты, и инженеры, но я сам композитор и у нас в компании работают артисты. Я подходил к этому проекту именно как музыкант и увидел большую гибкость и какую-то метаморфозу через Endel. Там долгая история. Мы были в Лос-Анджелесе на IT-акселераторе в 2018 году и потом в 2019 году несколько месяцев там жили и много с кем общались. Лос-Анджелес — неофициальная столица музыкальной индустрии. У нас завязались какие-то знакомства, как это обычно бывает, и получилось так, что появились общие контакты. И в итоге — тема просто сама напросилась, сама возникла, потому что у Граймс недавно появился ребенок. И мы пришли к тому, что интересно было бы попробовать вместе такую историю осуществить.

756061504645585.jpg
© Vika Bogodarskaya

— А как строилась работа с Граймс после того, как вы убедились во взаимном интересе?

— Со стороны сна у нас уже была база, поэтому мы понимали, что именно нужно. Мы пообщались с ней и обсудили, какой примерно хотим вариант, грубо говоря, наметили музыкальную интонацию. На самом деле, мы дали достаточно жесткие указания по поводу музыки, потому что она должна быть порезана определенным образом, в определенном виде должна быть подана, чтобы наш движок «переварил» это все. Невозможно взять любую песню, которую он сам порежет, — так это не работает. Это все ручной труд, мы много работали над этим. Граймс с первого раза прислала все, как надо. Когда отходят какие-то технические проблемы, начинается творчество. Мы получали огромное удовольствие, когда работали над материалом. Вообще зарождение чего-то нового — это удивительно. Нам очень понравился результат, получившийся с первого раза, без подготовки, без всего. Мы два года трудились над тем, чтобы выработать эти гайдлайны и самим научиться, а у нее с первого раза получилось. И остальное общение состояло лишь в том, чтобы скорректировать: «Можешь, пожалуйста, достать немножко вот этих звучков, вот тех», потому что мы-то видели общую картину, а она на том этапе не имела возможности.

— Искусственный интеллект, который мы не можем убирать из уравнения, какую роль в данном случае играл?

— Есть определенная мифологизация, даже демонизация искусственного интеллекта. Конечно, это палка о двух концах, и важно, в какие руки он попадет. Если он попадает в достаточно формальные условия, где люди в белых халатах, то и выход получается очень холодный, прямо вот квадратный, ничего музыкального нет. А если воспримешь это как игрушку, как определенный дополнительный инструмент в музыкальном арсенале, тут начинается магия, начинается интерес и игра, взаимодействие, и это становится хорошим подспорьем. Я не могу за 10 секунд сделать 100 мелодий, а он может. Конечно, приходится их тоже подправлять, и курирование — самая важная часть. Мы уже поняли в Endel, что это самое важное при работе с искусственным интеллектом — ручной труд. Именно поэтому мы отличаемся, видимо, от других стартапов этой серии.

— А что касается демонизации искусственного интеллекта, которую вы упомянули?

— У нас было время об этом подумать. Это тоже еще одна роль, которая мне лично как композитору кажется… не абсурдной, но противоречивой. Я немножко предатель в каком-то смысле. (Смеется.) Много есть прогнозов на эту тему, мы сейчас видим, что есть несколько стартапов, несколько приложений, которые делают музыку. Не очень хорошего качества — ты просто нажимаешь на кнопку, задаешь длину, задаешь настроение, где спад, где нарастание, и оно тебе секунд за десять сделает композицию. Звук не очень хороший, не очень профессиональный. Есть какие-то помощники для музыканта — например, изолировать голос в композиции, убрать какие-то шорохи, потому что нейронную сеть научили воспринимать тональную информацию, и она это убирает. Такие вот односложные задачи выполняются очень хорошо. Дальше в течение десяти лет, я думаю, продакшен-музыка первая падет, трейлерная музыка тоже… Не то что падет, а это просто станет дешевой заменой. И проблема тут в том, что такая музыка не станет суперкачественной, а просто появятся бренды, которые найдут конкретную финансовую выгоду в использовании нейронной музыки, потому что лицензировать настоящих композиторов стоит в пять раз дороже. Не нужно думать про ротацию, про обновляющиеся плей-листы, а просто моторчик какой-то делает бесконечную музыку, и все. Я думаю так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вылечить женский алкоголизм. How to Вылечить женский алкоголизм. How to

Психолог Юрий Сорокин написал честную книгу, посвященную женскому алкоголизму

СНОБ
Как создать идеальную холостяцкую берлогу: 6 секретов джентльмена Как создать идеальную холостяцкую берлогу: 6 секретов джентльмена

Твоя комната — твои правила

Playboy
Бет: Начало Бет: Начало

«Ход королевы» — сериал об одиночестве и новой суперсиле

Weekend
Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли

Кира Найтли — одна из самых молодых претенденток на «Оскар»

Cosmopolitan
285 сценариев хаоса: как Дональд Трамп пытается остаться в Белом доме 285 сценариев хаоса: как Дональд Трамп пытается остаться в Белом доме

Какими способами Дональд Трамп пытается оспорить результаты выборов

Forbes
«Бог всех пикапов»: Rezvani сделал 6-колёсный броневик Hercules «Бог всех пикапов»: Rezvani сделал 6-колёсный броневик Hercules

Американская компания Rezvani Motors представила новую модель Hercules 6x6

Популярная механика
Сладкая несладкая жизнь Сладкая несладкая жизнь

Учёные нашли ещё одно доказательство негативного влияния сахара на наше здоровье

Здоровье
Новые технологии Renault. Вариаторы Новые технологии Renault. Вариаторы

На что способен новый вариатор Renault?

4x4 Club
Много топоров, бритва, щипчики для волос: быт британцев бронзового века Много топоров, бритва, щипчики для волос: быт британцев бронзового века

Обзор археологических находок из Хаверингского клада

N+1
Фильм «Ведьмы»: что Роберт Земекис, Гильермо дель Торо и Альфонсо Куарон сделали не так Фильм «Ведьмы»: что Роберт Земекис, Гильермо дель Торо и Альфонсо Куарон сделали не так

Почему не удалось воссоздать магию первой экранизации «Ведьм» Роальда Даля

GQ
Гляжусь в тебя, как в зеркало: почему все помешались на эмпатии Гляжусь в тебя, как в зеркало: почему все помешались на эмпатии

Отрывок из книги «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше»

Forbes
«Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса «Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса

Касательно подростков мнение родителей единодушно — всех в интернат!

СНОБ
Как погибший в Сочи Игорь Коропов создал одну из самых крупных компаний на рынке онлайн-образования России Как погибший в Сочи Игорь Коропов создал одну из самых крупных компаний на рынке онлайн-образования России

Кем был Игорь Коропов и как он развивал Skillbox

Forbes
Чужие среди чужих. Истории жителей карабахских деревень, которые отошли Азербайджану Чужие среди чужих. Истории жителей карабахских деревень, которые отошли Азербайджану

Истории людей, чьи дома за одну ночь оказались в другой стране

СНОБ
Как накопить миллион Как накопить миллион

Планируешь крупную покупку? Учись откладывать деньги

Лиза
«Я все контролирую»: зачем нам это нужно? «Я все контролирую»: зачем нам это нужно?

Пытаясь держать все под контролем, мы чувствуем истощение и усталость

Psychologies
Лейла Слимани: Адель. Новый роман от лауреата Гонкуровской премии Лейла Слимани: Адель. Новый роман от лауреата Гонкуровской премии

Отрывок из нового романа Лейлы Слимани — о браке, сексуальности и зависимости

СНОБ
7 секретов счастливой жизни от автора «Секс в большом городе» 7 секретов счастливой жизни от автора «Секс в большом городе»

Кэндес Бушнелл делится правилами своего успеха

Cosmopolitan
Холодный расчет Холодный расчет

Как скорректировать рацион в холода, чтобы не набрать вес?

Лиза
Оглянись с любовью. К 60-летию Олега Меньшикова Оглянись с любовью. К 60-летию Олега Меньшикова

Блистательная и драматичная судьба Олега Меньшикова

СНОБ
Девичьи грезы Девичьи грезы

Хозяйка этой квартиры мечтала воссоздать обстановку своего детства

AD
Бизнесмены 2020 года: Loóna Бизнесмены 2020 года: Loóna

Создатели приложения Loóna добились того, что другим и не снилось

GQ
Объекты в космосе ближе, чем они кажутся: как Земля оказалась на 2000 световых лет ближе к черной дыре Объекты в космосе ближе, чем они кажутся: как Земля оказалась на 2000 световых лет ближе к черной дыре

Астрономы пересмотрели шкалу расстояний в нашей галактике

Forbes
Сила масел Сила масел

Косметические масла могут сделать уходовые процедуры гораздо эффективнее

Здоровье
Наука требует жертв Наука требует жертв

Десятеро ученых и изобретателей, погибших при экспериментах

Популярная механика
Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость

Как не позволить злоумышленникам взломать твой смартфон

Maxim
Посланник дьявола? 7 Посланник дьявола? 7

Моргенштерн – «Антигерой нашего времени»

Cosmopolitan
10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Погружаемся в современную киноклассику

Esquire
6 историй о возникновении популярных знаков и символов 6 историй о возникновении популярных знаков и символов

Почему эти знаки значат то, что значат?

Maxim
Я/мы. Что нас объединяет? Я/мы. Что нас объединяет?

Психолог Тахир Базаров размышляет о том, как изменилась социальная дистанция

Psychologies
Открыть в приложении