Больше боли
Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/kmw/4hf/h8x/drcj84lzwqdavq38xpv6xd0/eogkwhlc.jpg?v=2&temp_url_sig=ToiwRn5-yVx3Uow9gu0H_w&temp_url_expires=1738958360)
Мы не знаем, что чувствует кошка, когда ей наступили на лапу, но привыкли думать, что это боль. Быть может, она не похожа на нашу, но мы можем ее распознать и ей сопереживать. Этические комиссии, у которых утверждают свои эксперименты ученые, не сомневаются в том, что больно бывает всем млекопитающим, да и вообще всем позвоночным. А с 2010 года в Европе нельзя подвергать лишним страданиям во имя науки еще и осьминогов. На очереди следующий раунд споров: чувствуют ли боль членистоногие? Рассказываем, как ученые ставят перед нелегким выбором шмелей и раков в попытках ответить на этот вопрос.
В конце сентября 2010 года члены Европарламента и Совета ЕС собрались, чтобы поговорить о головоногих моллюсках. И приравняли их к позвоночным — на основании того, что и те, и другие способны ощущать боль, страдать, испытывать стресс и еще долгое время переживать травму от них (о том, какие тому есть доказательства, мы рассказывали в тексте «Боль головоногая»).
Европейцы, правда, так и не перестали есть каракатиц и кальмаров. Директива, выпущенная ЕС, распространяется только на научные исследования, испытания лекарств, ветеринарную и клиническую практику, а также работу криминалистов — ни фермеров, ни тем более поваров среди субъектов этого документа нет. А вот тем, кто задумал эксперимент с осьминогом (в том числе следственный), теперь нужно получить разрешение этического комитета, прежде чем решиться на манипуляции, которые могут причинить животным страдания.
Тем временем другие беспозвоночные — с не таким крупным и менее сложно устроенным мозгом — еще только готовятся попасть в этические рекомендации по праву страданий и причиненных травм. Например, недавно у британских ученых вышла работа, посвященная боли шмелей.
В серии экспериментов насекомых кормили растворами разной сладости (10-, 20-, 30- и 40-процентные растворы глюкозы), а заодно нагревали некоторые боксы с едой до 55 градусов Цельсия. Выяснилось, что шмели готовы лезть в пекло, только если там их ждет максимально сладкий нектар. А если его можно добыть в ненагретой кормушке и без лишних рисков, то шмели заглядывают в горячий отсек все реже и реже.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/kmw/4hf/h8x/drcj84lzwqdavq38xpv6xd0/do6eynsg.jpg?v=2&temp_url_sig=PMwJ1CdMav1879_xfQ0-EQ&temp_url_expires=1738958360)
Глядя на это, можно решить, что шмели умеют и готовы потерпеть — когда на кону по-настоящему сладкий приз. Но ученые сделали еще более сильный вывод: этот результат, по их словам, позволяет заключить, что шмелям вообще бывает больно. А если это так, то они оказываются в одном ряду с теми, чью боль официально признали в Европе: осьминогами, мышами, собаками и прочими позвоночными.
А интерпретаторы пошли еще дальше: если шмелям бывает больно, говорят они, то чувственные переживания (sentience) могут быть вообще у всех насекомых.
От редактора
Строгого эквивалента в русском языке у слова sentience нет. Нередко его переводят как «сознание». А идиоматическое sentient being — как «разумное существо». Хотя именно к разуму sentience не имеет никакого отношения — в первую очередь чисто терминологически, не онтологически (этого мы до сих пор не знаем и даже не уверены, что подобное деление имеет какой-либо смысл).
В этом тексте мы не вводим жесткого терминологического порядка, а когда речь заходит о sentience, раскрываем его смысл в конкретном контексте. Работы, на которые мы при этом опираемся, написаны людьми с самым разным научным бэкграундом и, что особенно важно, в разное время — а языковые конвенции 1980-х годов сильно отличаются от современных нам норм, да и от общества к обществу тоже. Более того, во многих научных работах слова типа sentience, consciousness, mind применительно к людям, животным и насекомым появляются в части с обсуждением и интерпретацией данных, и используются зачастую некритически.
В строгом же смысле sentience — это способность переживать чувственные феномены типа боли, наслаждения и тому подобных. В пределах понятия «сознание» sentience жестко отличается от домена cognition, к которому относятся речь, способность выносить суждение и в целом мыслить. Подробнее обо всех нюансах этих понятий в контексте сознания и мышления у животных можно почитать в Стэнфордской философской энциклопедии (SEP), например тут и здесь.
Больно?
Что такое боль, сформулировать не так-то просто. Даже если речь идет о человеческой боли (мы говорили об этом в материалах «Почему чешется» и «Просто больно»). Очередной вариант ее определения Международная ассоциация по изучению боли (IASP) приняла в 2020 году: это «неприятный чувственный и эмоциональный опыт, связанный с реальным или возможным повреждением тканей или похожий на него». Но с таким определением есть сложности — чтобы мы узнали о том, оценивает ли человек свой чувственный и эмоциональный опыт как боль, он должен нам об этом как-то сообщить. А если он не хочет или не может общаться, нам остается только предположить, что он здесь и сейчас чувствует примерно то же самое, что ощутил бы на его месте любой другой.
На другие виды перенести это определение нельзя уже хотя бы потому, что они с нами не разговаривают. Так что едва ли — и это признают даже исследователи, которые изучают боль — мы сможем, руководствуясь такой дефиницией, узнать, действительно ли животным больно. Можем разве что выяснить, есть ли у них механизмы, которые в принципе позволяют чувствовать боль.