Кто будет убирать мусор после революции: манифест художницы о неоплачиваемом труде
Мирл Ладерман Юклс родилась в 1939 году в семье раввина. Изучала историю в Барнард-колледже, затем получила образование в области искусства в Институте Пратта в Нью-Йорке и Денверском университете. В 1966 году вышла замуж, а через два года родила ребенка. Оказавшись матерью младенца, которой некогда заниматься искусством, Юклс задумалась о важности обслуживающего труда. Эту незаметную, но важную часть жизни любого общества художница сделала центральной темой своих последующих работ.
В 1977 году она устроилась на работу в Департамент санитарии Нью-Йорка, причем именно в качестве художника. В 1979–80-м работала над проектом Touch Sanitation: в течение года встретилась с более чем 8500 сотрудниками департамента, каждому из них пожала руку и сказала: «Спасибо, что сохраняете жизнь Нью-Йорку», а кроме того, записывала их личные истории. В 1989-м участвовала в рекультивации участка свалки Fresh Kills Landfill — тогда Юклс предложила жителям Нью-Йорка создавать из мусора произведения искусства. В 2020-м сделала видеоинсталляцию для экранов на Таймс-сквер — снова с посвящением обслуживающему персоналу.
Первым произведением Юклс в качестве «художника по обслуживанию» стал манифест, в котором она противопоставляла построение карьеры, развитие и поиск нового ежедневной рутине. Художница с сарказмом отмечала, что «уборка мусора после революции» — удел женщин, тогда как мужчины могут, не отвлекаясь по пустякам, заниматься созданием прорывного искусства. Этот феминистский текст вошел в сборник «100 арт-манифестов» от издательства «Альпина нон-фикшн».
[Манифест искусства обслуживания] написан в октябре 1969 г., первоначально в двух частях. Первая вышла под названием «Идеи» (и мы приводим ее здесь), а вторая — это описание предлагаемой выставки. В соответствии с этими идеями в рамках полностью женской передвижной выставки художниц-авангардисток, организованной Люси Липпард, «ок. 7500» (1973), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, Юклс выполнила ряд действий, предваривших новое направление в искусстве, впоследствии ставшее институциональной критикой: вымыла ступени музея, протерла музейные витрины и заперла кабинеты музейных работников.