«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино
В этом году «Оскар» за монтаж «Оппенгеймера» взяла Дженнифер Лэйм. Вполне закономерно: мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков этой профессии в Голливуде. Вместе со студией видеопродакшена Yes, today! Film рассказываем, почему монтаж кино был и во многом остается женской профессией
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/0he/tev/rnv/l2mdfwwcwu2ef6vdugmgols/bnwrwe0h.jpg?v=2&temp_url_sig=zKmMqLHjxcDlmeopDySVvA&temp_url_expires=1738959228)
Первые кинокартины снимались одним целым «куском», без разбивки на отдельные кадры. Но довольно быстро стало понятно, что это сильно ограничивает творцов. Тогда придумали резать на пленку кадры, а затем их «склеивать» — этот процесс и назвали монтажом.
В первое время монтажеров — а они были преимущественно женщинами — называли «резальщицами» (cutters). «Женщины же хорошо шьют — почему бы не отдать им эту, в чем-то похожую, деятельность?» — примерно так рассуждали владельцы студий. И действительно, вырезание и стыковка кадров в темной комнате тогда были кропотливым трудом, требующим усидчивости, внимательности и терпения. Но женщины с удовольствием схватились за эту возможность повлиять на мир кино — ведь из более престижных профессий режиссеров и операторов их всячески выдавливали.
Однако и монтаж не остался «чисто женским» занятием навсегда. Как только в индустрии осознали, что это важная деятельность, где можно получить творческое самовыражение, мужчины хлынули в профессию. Одним из первых поводов отстранить женщин от монтажа стало появление звукового кино: их стали убеждать, что «резать» звук слишком сложно, и нужно оставить это занятие мужчинам. По словам одной из самых известных монтажеров Энн Коатс, когда она начинала карьеру в Англии в 1947 году, она была окружена коллегами-женщинами. А когда эмигрировала в США в 1986-м, в стране осталась только одна женщина, монтировавшая крупные картины. По ее мнению, этому способствовало как раз то, что профессия стала престижной — и мужчины «выдавливали локтями» женщин.
В 2019 году режиссер Сью Фридрих создала сайт Edited By, увековечивающий достижения женщин-монтажеров в кино. Она собрала 206 из них. Forbes Woman рассказывает о великих женщинах-монтажерах, чьи имена стоит запомнить.
Виола Мэллори Лоуренс
![Виола Мэллори Лоуренс](https://cs.kiozk.ru/content/article/0he/tev/rnv/l2mdfwwcwu2ef6vdugmgols/tojuxj.jpg?v=2&temp_url_sig=Rw9PQZ8u4bjCSX5JiSrtGw&temp_url_expires=1738959228)
Виола Лоуренс — одна из первых «резальщиц» Голливуда, дважды номинированная на «Оскар».