Кристальный арт: зачем водочному заводу понадобилось современное искусство
Глава аукционного дома «Литфонд» рассуждает, почему современное российское искусство никак не встретится с современными российскими коллекционерами, хотя и тех, и других в стране предостаточно.
14 декабря аукционный дом «Литфонд» открывает Центр современного искусства в арт-пространстве завода «Кристалл» аукционом. В каталоге торгов — живопись и графика Марка Шагала, Василия Кандинского, Сергея Эйзенштейна, Анри Матисса, Сальвадора Дали, Роберта Фалька, Эрнста Неизвестного, Анатолия Зверева, Михаила Шемякина, Айдан Салаховой, Евгения Митты.
Некоторое время назад художник Владимир Дубосарский заметил, что объем нашего рынка contemporary art таков, что за один миллион долларов можно купить практически все российское современное искусство. Несмотря на то, что я уважаю обоснованное мнение художника Дубосарского, рискну возразить.
По статистике наших продаж за четырехлетний аукционный период, учитывая всех возможных послевоенных и современных художников от Вламинка и Пикассо до Зверева и Беленка, от Дали и Леже до Иванова, Петрова и Сидорова, я пытаюсь ответить: есть ли в России рынок современного искусства и как сделать так, чтобы годовой оборот нашего рынка увеличился хотя бы до цены пары работ Джаспера Джонса и Джеффа Кунса?
Что же нам мешает? Конечно, тяжкое советское прошлое, замешанное на всеобщем дефиците, в том числе и дефиците художников. И хотя многочисленные художественные союзы росли и процветали на всем послевоенном протяжении, в отсутствии открытого рынка и конкуренции большинство художников могло рассчитывать только на госзаказ, а значит размещение своих работ во всевозможных публичных пространствах, но никак ни в квартирах и домах советских граждан. Считалось, и до сих пор это у нас в крови, что произведения искусства должны храниться в музеях, а мы и полет нашей дизайнерской мысли достоин разве что репродукции картины из Эрмитажа или календаря с картинкой рабочего и колхозницы.