Крафтовая революция: сможет ли в России появиться гастропатриотизм
В России интерес к гастротуризму и локальным брендам имеет свои специфические черты, связанные с советским прошлым, культурой 90-х и текущей геополитической ситуацией. Как локальный патриотизм в России становится гастрономическим, рассказывает генеральный директор ЦСП «Платформа», социолог Мария Макушева
В период пандемии сразу несколько проблем напомнили о местных производителях продуктов питания: это и закрытые в связи с карантином границы, и трудности с перевозками между регионами, и проблемы малого и среднего бизнеса. Текущая ситуация создает для местных гастрономических марок полосу препятствий:снизились доходы населения, закрыт экспорт туруслуг. Но формируются и дополнительные возможности для продвижения, в частности, повышение домашнего потребления продуктов, рост внимания к здоровью и качеству питания, интерес к внутреннему туризму и, наконец, прогнозируемый рост поддержки со стороны регионов, заинтересованных в повышении продовольственной безопасности.
Маркетологи знают — если на упаковке продукции появляется рассказ о производящей ее семейной ферме, спрос на нее повышается. В сегменте эконом этот эффект менее заметен, но все же присутствует.
Рост интереса к локальным брендам, локаворской кухне, гастротуризму — глобальная тенденция последнего десятилетия. В России она имеет свои специфические черты, связанные с советским прошлым, культурой 90-х и текущей геополитической ситуацией.
Локальное как близкое
В последнее десятилетие наблюдаются изменения в культуре питания, которые ложатся в общую рамку роста внимания к своему здоровью. Человек стремится к «своему», произведенному поблизости (54% опрошенных городских жителей стараются покупать продукты, произведенные в их регионе) в первую очередь потому, что оно свежее. Такая продукция имеет меньший срок годности, подвергается меньшей обработке для длительного хранения и транспортировки. Это стремление открывает для местного производителя понятную нишу — самые свежие молоко, мясо, хлеб и так далее. На сегодня даже в федеральных сетях, например, X5 и «Магнит», доля местных продуктов в этих категориях превышает 90%, по данным интервью с представителями сетей. В среднем, по данным портала Retail.ru, по итогам 2019 года доля местных производителей, в основном в «свежих» категориях, в торговых сетях «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» в ряде субъектов РФ превысила 40%.
Но за утилитарным мотивом кроется и другая тенденция, связанная с тем, что мы живем во все более глобализованном, стандартизированном мире — в любой его точке можно пользуясь одной банковской картой купить одни и те же продукты глобальных марок. Мир становится плоским и бесшовным. И у человека появляется стремление выделить в нем свою местность, подчеркнуть принадлежность к чему-то локальному и уникальному. Этот локальный патриотизм напрямую конвертируется в гастрономический. Хотя есть и оговорки: особенно ярко выражен этот запрос в регионах, которые имеют образ экологически-чистой территории с традициями фермерского хозяйства, например, на юге, в центральной полосе России (например, Углече Поле , Приосколье, Крымские морепродукты и т.п.).